chess home УРОКИ СЛОВАРЬ ШАХМАТИСТЫ БИБЛИОТЕКА ТУРНИРЫ ИНТЕРНЕТ  
 
  ИГРА, ФИГУРЫ, ИХ ХОДЫ,ЦЕЛЬ ИГРЫ  
  Хосе Рауль Капабланка (1888-1942),
третий чемпион мира по шахматам с 1921г. по 1927г.
 
 ИГРА ХОДЫ ШАХ И МАТ ПАТ. НИЧЬЯ РОКИРОВКА ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ ВЗЯТИЕ НА ПРОХОДЕ


2. Х О Д Ы
 

 

Диаграмма 2

Упр.1  Упр.2  Упр.3 

Ладья

     Ладья (в шахматной нотации обозначаемая буквой Л) ходит по прямой линии, горизонтально или вертикально, на ближайшее поле или через несколько полей сразу, если только на ее пути нет других фигур.

     Ладья не может перескакивать через какую-либо фигуру. Если на пути ладьи стоит фигура противника, ладья может "побить" ее. Это значит, что неприятельскую фигуру снимают с доски и ладью ставят на ее поле. Интересно отметить, что ладья на свободной от фигур доске может переместиться на одинаковое число полей, где бы она ни стояла. Этим она отличается от всех других фигур (на приведенной диаграмме 2 ладьи стоят на полях c5 и e4; что это означает, будет объяснено позднее, при рассмотрении вопроса о шахматной нотации).


 

 

 

 

Диаграмма 3


Слон

     Слон (обозначаемый в шахматной нотации буквой С) ходит по косым линиям, или диагоналям, на ближайшее поле или через несколько полей сразу, если на его пути нет какого-либо препятствия.

     Он не может перескакивать через другие фигуры, но, если на его пути находится фигура противника, он может побить ее, заняв то поле, на котором она стояла.

     Слон на свободной от фигур доске может переместиться на большее или меньшее число полей в зависимости от занимаего им положения. На приведенной диаграмме 3 слон, ходящий по белым полям (белопольный слон), может занять девять полей, не считая того, на котором он стоит. Слон же, ходящий по черным полям (чернопольный слон), имеет в своем распоряжении четырьмя полями больше, чем другой, то есть всего он распологает тринадцатью полями, кроме того, на котором он стоит.

     По мере изучения читатель поймет значение указанных деталей. Следует отметить, что каждый слон может ходить лишь по тридцати двум из шестидесяти четырех полей доски. Однако, стоя в центре доски, слон владеет почти таким же числом полей, как ладья, которая способна двигаться по всей доске.

Упр.1  Упр.2  Упр.3  Упр.4  Упр.5

 

 

 

Диаграмма 4


Ферзь

     Ферзь (обозначаемый в шахматной нотации буквой Ф) соединяет в своем движении ходы ладьи и слона. Он может перейти на любое поле того горизонтального или вертикального ряда, в котором он стоит, равно как и на любое поле той или другой диагонали.

     Однако такие ходы возможны для него лишь в том случае, если на его пути нет препятствий. Он не может перескакивать через другие фигуры. Если на пути ферзя оказывается фигура противника, ферзь может побить ее, заняв то поле, на котором она находилась.
Стоя в центре доски, как на диаграмме 4, ферзь контролирует двадцать семь полей, не считая того, на котором он стоит. Ферзь, безусловно, самая сильная фигура.

Упр.1  Упр.2  Упр.3

 

 

Диаграмма 5


Конь

     Конь (обозначаемый в шахматной нотации буквой К ) имеет своеобразное движение. Чтобы объяснить ходы коня, обратимся к диаграмме 5.

     Конь, расположенный на черном поле (d4), может пойти лишь на какое-либо из восьми полей, отмеченных точками. Это значит, что конь всегда попадает с белого поля на черное или наоборот, но никогда не ходит с белого на белое или с черного на черное. Это значит также, что конь передвигается на одно поле по вертикали и горизонтали, а затем еще на одно поле по диагонали в том же общем направлении. Можно сказать, что конь ходит на два поля в направлении, среднем между прямым и косым (см. точки на диаграмме 5).

     Конь контролирует большее или меньшее число полей в зависимости от занимаемого им положения. Одновременно конь может контролировать не более чем восемь полей. Он может побить любую из фигур пртивника, стоящую на одном из полей, которые он контролирует.

     Благодаря своеобразному характеру своего движения конь является единственной фигурой, способной перескакивать через другие фигуры, свои или чужие. Конь, так же как и ферзь или ладья, может ходить по всем шестидесяти четырем полям доски. Известна интересная задача - обойти конем все шестьдесят четыре поля так, чтобы на каждом побывать лишь по одному разу.

Упр.1  Упр.2  Упр.3  Упр.4

 

 

Диаграмма 6


Король

     Король (обозначаемый в шахматной нотации буквами Кр) перемещается за один ход на ближайшее поле около себя. На диаграмме 6 король, стоящий на поле e3, может пойти на любое из полей, отмеченных точками.

     Король бьет фигуры таким же образом, как ходит. Король - единственная фигура, которая не может пойти на поле, находящееся под ударом какой-либо фигуры противника. Из этого следует, что король никогда не может быть побит. Король контролирует одновременно не более чем восемь полей.

Упр.1  Упр.2  Упр.3  Упр.4

 

 

 

Диаграмма 7


Пешка

     Пешка (в шахматной нотации обозначается лишь полем, на котором она стоит) является наименее ценной из фигур. Пешка может ходить только вперед, но никак не назад или вбок. Она движется вперед по своему вертикальному ряду, на ближайшее поле, за исключением своего первого хода, когда она имеет право пойти по желанию играющего либо на ближайшее поле, либо через одно поле.

     Допустим, что фигуры расставлены для игры. В этом начальном положении любая пешка может пойти на ближайшее поле, как показано стрелками. Пешка, стоящая перед ферзем, пошла на ближайшее поле. Пешка, стоящая перед королем, пошла через ближайшее поле. Однако, сделав один ход, она может продолжать свое движение лишь на ближайшее поле за раз.

Упр.1  Упр.2  Упр.3  Упр.4

 

 

 

Диаграмма 8

     Указанные ходы пешки возможны лишь в том случае, если перед нею не стоит какая-либо другая фигура, препятствующая ее движению. Пешка бьет не так, как ходит, и этим она отличается от всех других фигур. Она бьет по диагонали, как это показано на диаграмме 8.

     Белая пешка на e4 может побить любую из черных пешек, но не может побить коня.

     Пешка обладает еще одной особенностью. Достигнув восьмого горизонтального ряда, она по выбору играющего превращается в любую другую фигуру своего же цвета, за исключением короля. Таким образом, в игре могут оказаться три или больше ладей, коней, слонов, два или больше ферзей с каждой стороны, но всегда лишь по одному королю и не более чем по восемь пешек.

     Поскольку ферзь является наиболее ценной фигурой, пешку, достигшую восьмого ряда (первого для черных), обычно превращают в ферзя. Отсюда выражение: "провести пешку в ферзи". Следовательно, наименее важная из фигур иногда может оказаться самой важной.

 


 

 

List all links on this page    List all images on this page