chess home УРОКИ СЛОВАРЬ ШАХМАТИСТЫ БИБЛИОТЕКА ТУРНИРЫ ИНТЕРНЕТ  
 
  ИГРА, ФИГУРЫ, ИХ ХОДЫ,ЦЕЛЬ ИГРЫ  
  Хосе Рауль Капабланка (1888-1942),
третий чемпион мира по шахматам с 1921г. по 1927г.
 
 ИГРА ХОДЫ ШАХ И МАТ ПАТ. НИЧЬЯ РОКИРОВКА ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ ВЗЯТИЕ НА ПРОХОДЕ

7. ВЗЯТИЕ НА ПРОХОДЕ
 

 

Диаграмма 18


     Теперь, когда изучающий ознакомился с шахматной нотацией, мы разъясним еще один ход, о котором мы намеренно раньше умалчивали. Это - особое взятие пешкой, называемое "en passant", что в переводе с французского означает взятие "на проходе".

     В изображенном положении последний ход белых был пешкой "f" на два поля, т.е. f2-f4. При своем движении пешка прошла через поле f3, находящееся под ударом черной пешки e4. При таких условиях черные имеют право взять пешку на проходе, после чего получится положение, показанное на диаграмме 19.


 

 

 

Диаграмма 19


     Как показывает диаграмма, результат получился такой же, как если бы белые пошли своей пешкой лишь на одно поле и черные побили ее. Если бы черные решили не брать пешки на проходе, они не могли бы в дальнейшем побить ее своей пешкой e4, так как по правилам игры брать на проходе нужно ближайшим ходом, иначе это право утрачивается. Легко убедиться, что брать на проходе могут только пешки белых, стоящие в пятом горизонтальном ряду, или пешки черных в четвертом ряду, причем бить этим способом можно только пешки, расположенные в смежном вертикальном ряду, и то лишь при условии, если пешка противника еще не ходила и продвинулась сразу на два поля.

     Все эти условия должны быть соблюдены при взятии на проходе. Если бы, например, пешка белых перед тем, как она пошла на f4, стояла на f3, а не на f2, черные не могли бы побить ее на проходе. Взятие на проходе необязательно, но, как мы уже отметили выше, оно может последовать только на ближайшем ходу, позже право брать на проходе утрачивается. Ввиду трудности усвоения этого хода рекомендуем тщательно ознакомиться с приведенными выше объяснениями. Прежде чем читать дальше, изучающему следует еще раз просмотреть все прочитанное и проверить, вполне ли он овладел изложенными сведениями.

Упр.1  Упр.2