ЭПОСЫ     ПЕСНЬ О МОЕМ СИДЕ     



"ПЕСНЬ О МОЕМ СИДЕ"


ИСТОРИЯ И ЭПОС

ИСТОРИЧЕСКИЙ СИД

ИСТОРИЯ И ЭПОС

     "Песнь о моем Сиде" основана на исторических событиях. Но, как и в случае со многими другими литературными произведениями, автор "Песни" не посчитал нужным описывать во всех деталях настоящую историю, ведь он был в первую очередь поэтом, а не летописцем. Он выдумал новых персонажей и новые события, и если древние поэмы кажутся нам столь правдоподобными, то это лишь потому, что сам автор хотел создать впечатление правдивости и историчности, иначе никто не стал бы слушать и читать его произведение.
     Лучшими эпизодами поэмы являются те, которые не историчны в полном смысле этого слова. Персонажи разговаривают, спорят, оскорбляют, шутят, молятся, и все это в словах, которые вряд ли употребил "настоящий" Сид и другие. То же самое можно сказать о страданиях валенсийских мусульмин (1170-83), о прибытии Химены и ее дочерей в Валенсию (1560-1618), о преследовании Букара (2408-28) и Авенгальвона (2647-88) и др.


Комната королевы
в Альгамбре

ИСТОРИЧЕСКИЙ СИД

     В отличии от большинства национальных и эпических героев Сид был историческим лицом, о котором известно довольно много. Мы знаем об этом человеке из христианских историографий на латыни, из арабских историй и многих других документов той эпохи. Но эти источники тоже надо использовать с осторожностью, так как их авторы довольно пристрастны в своих суждениях. Так, христианские источники изображают Сида героем, арабские - извергом.
    (Руй) Родриго Диас де Бивар, прозванный Сидом ("господин" по-арабски), родился около 1040 года в семье infanzones, т.е. одном из низших рангов дворянства. Семья жила в деревне Vivar, в нескольких километрах на север от Бургоса. Юношей Сида отправили учиться ко двору Санчо, наследника Фернандо Первого, короля Кастилии и Леона (1037-65). Возможно, в первый раз Сид участвовал в битве в мае 1063 г., когда Санчо и кастильцы сразились вместе с союзниками маврами с арагонцами и победили. Когда Санчо стал королем Кастилии в 1065 году, после разделения королевства его отцом и смертью последнего, Родриго Диас стал его alferez, т.е. главнокомандующим и в этом качестве принимал участие в войнах (1067-72) против братьев Санчо, Альфонсо (Леонского) и Гарсиа (Галисийского) и сестры Урраки (владевшей Саморой). Народная молва приписала Сиду еще большую роль в этих войнах: драматическое освобождение Санчо в битве при Golpejera (январь 1072); посольство к Урраке; попытка убить рыцаря из Саморы, Вельидо Дольфоса, после того, как он отважно (или предательски, как говорит легенда) убил короля Санчо; знаменитая клятва, Jura de Santa Gadea, которую Сид и другие кастильские дворяне принесли новому королю, Альфонсо Леонскому.
    После убийства Санчо и коронования Альфонсо VI, короля Леона и Кастилии, Сид, бывший на стороне проигравшей партии, потерял свою власть. Сид лишился даже земель, так как король отобрал их. Среди сторонников Сида были люди, поддерживавшие Урраку, помогавшие Альфонсо в и до 1072 года и сопровождавшие Сида в его девятимесячное изгнание в Толедо. Король, естественно, желал помириться с таким важным лицом, как Сид. Вскоре он выдал за него свою двоюродную сестру Химену, внучку Альфонсо V Леонского. В июле 1075 года король вернул Сиду все его земли в Биваре.
    В 1079 году Сида послали собирать дань с маврского короля Мотамида Севильского. Он и его христианские сторонники были атакованы гранадскими маврами, которым помогали граф Гарсиа Ордоньес и его люди. Сид выиграл битву и три дня продержал графа в плену. По возвращении ко двору граф Гарсиа пожаловался на Сида и пошел слух, что последний удержал себе часть денег из дани. Король решил изгнать Сида. За Родриго Диасом в изгнание последовали слуги, вассалы, родственники и многие другие, отправившиеся за Сидом из любви к приключениям, несмотря на то, что после этого у них отобрали имущество.
    В Барселоне Сид получил холодный прием. Лучше его приняли в Сарагосе. Сид должен был жить среди мавров, так как он и прежде дружил с ними и у него просто не было другого выбора. Кроме того, в то время не было ничего позорного в том, что христианский рыцарь предлагает свои услуги неверным. С 1082 по 1089 год Сид занимает пост командующего королевской армией в Сарагосе; он помогает правителю в гражданской войне и успешно ходит в походы против христиан, каталанцев и арагонцев. Известно, что в это время Сид не предпринимал походов против своего короля, Альфонсо VI. Когда Альфонсо пытались убить в Руэде в 1082 году, Сид предложил королю свою помощь, но тот отказался.
    Когда христианскому северу Испании грозило нашествие Альморавидов, Альфонсо поспешил помириться с Сидом, так как нуждался в его военном искусстве и опыте. В Толедо в 1087 году произошло примирение. Сид получил назад свои земли и жил некоторое время при дворе. В 1088 г. он вернулся в Сарагосу и здесь начинается самая великая кампания его жизни. В то время Валенсия была лакомым кусочком и для каталанцев, и для арагонцев, и для испанских мусульман, и, наконец, для Альморавидов. Сид начал покорять земли на востоке Испании, то террором, то деньгами, то с помощью маврских союзников. В июне 1089 года Альфонсо послал за помощью к Сиду. Случайно или нет, но две армии не встретились и Альфонсо вновь изгнал Сида.
   Сид решил взять Валенсию во что бы то ни стало. Он добился дани от ее короля, Алькадира, разгромил коалицию против себя, прокровительствовал маврам, котороые не подчинялись Альморавидам. В 1092 году Альфонсо VI атаковал Валенсию, но когда Сид заявил, что это его земли, извинился и ушел. Когда убили короля Алькадира, Сид осадил Валенсию, взял ее, и в июне 1094 года христиане вошли в город. Сид превратил мечети в церкви, населил город христианами и послал за своей семьей в Кастилию.
    В последующие годы Сид держал Валенсию против Альморавидов; его сын Диего был убит в битве при Consuegra в 1097 году. Сид выдал своих дочерей за инфантов Наварры и Каталонии. Умирая в 1099 году, Сид, надо полагать, был доволен своей жизнью. Он владел огромным богатством и бесчисленными землями, начав жизнь бедным дворянином; он спас восток Испании от Альморавидов, хотя бы на время (в 1101 г. его жена Химена послала за помощью к королю, так как Альморавиды осадили город). Король пришел, но ничего не смог сделать, лишь эвакуировал город и сжег его. Христиане вернули себе Валенсию лишь в 1236 году. Тело Сида было перевезено в Карденью, куда приехала и Химена со свитой.
    Понятно, почему Сид стал героем эпоса: он был великим полководцем, вождем, которому были слепо преданы люди; он был и просто хорошим, благородным человеком.


List all links on this page    List all images on this page