<< ЭПОСЫ   ВОСТОЧНЫЕ ЭПОСЫ   КНИГА МОЕГО ДЕДА КОРКУТА
 

АВТОР "КНИГИ МОЕГО ДЕДА КОРКУТА"  

     Самый необычный персонаж эпоса - сам автор Деде Коркут. Он соединяет в себе роль старого мудреца, религиозного вождя и барда. Когда огузы сталкиваются с трудными проблемами, они зовут на помощь Коркута. Коркут обладает и даром предвидения, а иногда даже совершает чудеса. На пиру беев он исполняет песни о героях, сопровождая пение игрой на "копузе" (что-то вроде лютни). Возникает вопрос, был ли Коркут автором всех или только части песен, или вообще он пел песни, сочиненные другими певцами. В качестве художественного приема Деде Коркут весьма полезен: он не только играет роль персонажа, но и является связующим звеном, т.к. без него легенды были бы разрозненны и не составляли бы единого целого.
     Тем не менее, существует много свидетельств того, что Коркут действительно существовал. Коркута зовут то "деде" (дед), то "ата" (отец); оба слова являются почетным обращением к тюркским старейшинам. В раннюю эпоху "ата" также обозначал человека, причастного к религии. Начиная с Решида Уд-дина, в начале 14 века, огузские историки говорят о Коркуте как об искусном политике и дипломате, служившем нескольким царям в 9-10 веках: Инал Сир Ябгу, Кайы Инал Хан и Туман; эти цари сделали Йени Кент своей столицей. Однако, достоверность этих историков можно поставить под вопрос. Их фольклорные источники становятся очевидными, когда они начинают рассказывать о пророческом даре Коркута и о его необыкновенном долголетии (295 лет). Со временем Коркут вошел в исламскую агиографию, как святой, а в Центральной Азии он стал объектом поклонения. Его легендарная гробница находилась рядом с Сыр-Дарьей, вплоть до 12 века, там, где сейчас Хорхут. Сомнительно, чтобы такой человек написал целый эпос. Более правдоподобно то, что легендарный образ, произошедший откакого-то исторического лица, стал олицетворением тюркской поэзии. Даже в самом эпосе один из певцов упоминает "копуз деде Коркута" в этом образном значении.
     Как и другие народные эпосы, "Книга деде Коркута" была, очевидно, созданием многих поэтов, сочинявших его веками. Многочисленные певцы пели эти легенды либо как отдельные истории, либо как часть повествовательного цикла. Порядок легенд тоже меняется время от времени. Окончательный вариант эпоса является, скорее всего, работой какого-то писца или собирателя огузских легенд.