<< ЭПОСЫ   ВОСТОЧНЫЕ ЭПОСЫ   КНИГА МОЕГО ДЕДА КОРКУТА
 

"КНИГА МОЕГО ДЕДА КОРКУТА" : ПЕРСОНАЖИ  

     Огузские племена насчитывали несколько сотен тысяч человек, но в эпосе мы не ощущаем присутствия этих масс. "Книга деде Коркута", как большинство эпосов, ориентирована на аристократию, на деяния аристократов и аристократок. Единственный простой человек в эпосе - это пастух Караджук. Он так храбр и верен своему господину, Казану, что тот, в конце концов, вынужден взять его себе в товарищи по оружию.
     В эпосе глава огузов, это Байиндир-хан. Он - верховный правитель, чьи решения затрагивают всю нацию. Ему клянутся в верности беи; ему доставляют награбленное добро. Он же является защитником беев, мудрым, могущественным и доброжелательным. Время от времени он приглашает беев на роскошные пиры, где одаривает их богатыми подарками.
     Несмотря на политическую власть, Байиндир-хан - не человек действия, а, значит, и не главный герой эпоса. Роланд или Беовульф являются более великими воинами, чем Карл Великий или Хигелак, так и Байиндир-хан бледен в сравнении со своим зятем и бейлербеем, Салуром Казаном. Военный предводитель огузов, их храбрейший воин, вдохновение других воинов, Казан - истинный герой эпоса. Четыре из двенадцати легенд посвящены ему и членам его рода, а влияние Казана чувствуется и в других легендах. Как член племени Салур, Казан принадлежит к "внутренней" ветви огузов, но, в качестве бейлербея, он имеет власть над обеими ветвями. Раз в год он приглашает всех беев на пир: после банкета Казан уходит с семьей подальше, оставляя свой шатер на разграбление беям.
     Из всех персонажей эпоса Казан, вероятно, самый исторический персонаж. Его имя часто встречается в ранних документах об огузах (произведения Языкоглу, Хаджи Бекташ-и Вели, Байбурт Османа и Эбул Гази Бахажир Хана, в частности). Конечно, Казан - идеал огузской храбрости, но и он остается частично легендарным. Историки 15-17 веков, писавшие об огузах, опирались на тюркскую устную традицию, а к их времени многочисленные истории о подвигах Салур Казана успели обрасти легендами. Из фольклора появились и сверъестественные силы Казана: его общение с силами Природы, пророческий сон о катастрофе, убийство семиглавого дракона, упавшего с неба, и др.
     Другой фольклорный герой - Бамси Бейрек с Серой Лошадью, герой самой длинной легенды в эпосе. После 15 лет плена в крепости "неверных", Бейрек сбегает и прибывает домой в тот день, когда его невеста должна была быть насильно выдана замуж. История о Бейреке сохранилась во многих тюркских сказках.
     Другие персонажи эпоса вымышленны. Так, Дэлю Думрул сражается с Азраилом, ангелом смерти у мусульман. Тепегёз, одноглазый гигант-каннибал, притесняет огузов, пока герой Басат, выращенный львицей, не убивает его.
     Хотя мир героев - это мир мужчин, женщины также занимают определенное, и не самое худшее, место в эпосе. У тюркских женщин был почти равный статус с мужчинами, т.к. чадра, гарем и многоженство были мусульманскими новшествами, пришедшими к тюркам позднее. В легендах женщин почитают, как матерей, и любят, как жен. Часто они дают хорошие советы мужьям. Дирсе-хан и Бегиль выживают только потому что последовали совету жен. Выращенным в условиях кочевой жизни огузским женщинам стали приписывать черты амазонок. Из 24 женщин эпоса, три - Бану Чичек, Бурла Хатун и Сельджен Хатун - успешно сражаются в физическом бою с мужчинами.
     Самыми отрицательными персонажами в эпосе являются "неверные" враги огузов. Шёкли Мелик, Бугаджик Мелик, Кара Арслан Мелик и др. Они нападают на огузских беев, берут их в плен, терроризируют свой собственный народ и, наконец, получают заслуженную смерть. Исконные враги огузов, кипчаки, заменились на грузин и христианских правителей на Среднем Востоке, сохранив за собой лишь тюркские имена да кипчакский титул "мелик".