<< ЭПОСЫ   ЭПОС О ГИЛЬГАМЕШЕ  
 

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОН

     Раскопки и дешифровка текстов дали нам много информации об историческом и литературном фоне эпоса. Хотя только последняя версия (из библиотеки Ашурбанипала) дошла до нас в самом полном виде, не исключено, что все важнейшие элементы эпоса существовали в шумерской литературе в виде отдельных поэм. Ни один эпизод эпоса не датируется позднее 7-го века до н.э., тогда как наиболее ранние элементы восходят к третьему тысячелетию, или даже к эпохе сразу после потопа, когда не существовало четких границ между легендой и историей, когда люди заменили богов на тронах городов-государств. Это был век археологической шумерской цивилизации.
     Шумеры были первыми образованными жителями Месопотамии; именно их язык был языком древнейших табличек из Ниппура, связанного с историей Гильгамеша. Шумеры уже знали систему орошения до того как их завоевали семитские племена в третьем тысячелетии. Шумеры сами были, возможно, завоевателями, пришедшими с севера и востока во время четвертого тысячелетия. Их язык еще был в употреблении, хотя сами шумеры уже не играли большой роли в начале второго тысячелетия, когда на этом языке был написан "Эпос о Гильгамеше".
     Из-за своего богатства, города были желанной добычей диких семитских племен Аравии и воинственных народов Элама и персидских нагорий. Вскоре после падения царской династии Урука, когда семиты утвердились в Агаде на севере, их царь, Саргон, разрушил стены Урука. Раньше существовала поговорка: "В Уруке мощные стены", а Гильгамеш был их строителем.





Шумеры




Ноев ковчег

 

     В эпоху ранних шумерских царей, каждый город уже имел храм, посвященный одному главному богу. Это были великолепные здания, украшенные рельефами и мозаикой, с двором и внутренним святилищем и иногда, как в Уруке, с зиккуратом. Зиккурат был миниатюрной святой горой; он служил посредником между небом и землей, где боги могли беседовать с людьми. Так, когда Гильгамеш взывает к своей матери, богине Нинсун, она идет на крышу храма, чтобы помолиться и принести жертву великому богу Солнца. Храмы обслуживали священники, в чьих руках, в одно время, находилось почти все богатство государства и среди которых было много архивариусов и учителей, ученых и математиков. В ранние века они имели неограниченную власть, пока "царский сан не спустился с небес", т.е. не образовались царские династии. Влияние храмов осталось, однако, значительным.

(материал подготовлен Мариной Лущенко)