<< ЭПОСЫ   ЭПОС О ГИЛЬГАМЕШЕ  
 


Гильгамеш

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ФОН

     До нас дошло пять поэм о Гильгамеше: "Гильгамеш и земля жизни", "Смерть Гильгамеша", "Гильгамеш и небесный бык", "Гильгамеш, Энкиду и нижний мир", и "Гильгамеш и Агга".
     Рассказ о потопе не составлял части цикла о Гильгамеше в шумерской литературе, а был независимой поэмой с героем по имени Зьюсудра (в роли Ноя), что значит "он увидел жизнь". Есть также старо-вавилонский текст о потопе, датируемый первой половиной второго тысячелетия, в которой фигурирует герой Атрахазис. В этой поэме потоп - это последнее из ряда несчастий, посланных на разрушение человеческого рода. Первая часть повествует о других событиях, в частности, о создании человечества. Неизвестно, когда именно потоп стал частью эпоса о Гильгамеше.

 

     Вне цикла о Гильгамеше до нас дошли две шумерских поэмы, связанные с неким Энмеркаром, предшественником Гильгамеша на троне Урука. В шумерском "списке царей" он стоит вторым после потопа. В поэмах об Энмеркаре царь находится в конфликте с царем другого государства (Аратты), лежащем на востоке, в плоскогорьях Персии. Причина ссоры чисто коммерческая и касается меновой торговли пшеницы из Урука и драгоценных металлов, золота, серебра, ляпис лазури и строительного камня из Аратты. Как и следовало ожидать, Урук всегда побеждает Аратту.
     Лугульбанда также является героем двух поэм. Он стоит третьим в "списке царей" и иногда Гильгамеш обращается к нему как к своему полубожественному "отцу". Это персонаж более интересен, чем Энмеркар, и он, как Гильгамеш, странник. В поэме "Лугульбанда и Энмеркар", Лугульбанда - вассал и защитник Энмеркара. Как и Гильгамеш, он пересекает великие горы и реку Кур (являющейся подземной рекой, вроде греческой Леты или Стикса), а потом помогает Энмеркару в борьбе с врагами. В поэме "Лугульбанда и гора Гуррум", Лугульбанду оставляют его товарищи в другом горном путешествии к Аратте, т.к. посчитали его умершим. Посредством благочестивых жертвоприношений, герой получает протекцию бога Солнца; и снова как Гильгамеш, во время странствий, он ест мясо диких животных и растений, как простой охотник. Видимо, именно этот эпизод подразумевается в "Эпосе о Гильгамеше", когда советники напоминают Гильгамешу о благочестии Лугульбанды, убеждают его принести жертву солнцу и "не забывать Лугульбанду". Возможно, что позднейшие составители пользовались не только циклом о Гильгамеше, но и поэмой о Лугульбанде.
      Шумерский эпос был создан, возможно, в начале третьего тысячелетия, но записан лишь века спустя. Из ранних литературных трудов поэмы об Энмеркаре являются скорее спорами и диспутами, чем героическим эпосом. Цикл о Лугульбанде еще не достаточно изучен, чтобы судить насколько героичны и эпичны по характеру эти поэмы. Большинство оставшихся шумерских поэм - гимны и жалобы, адресованные богам.


ГЕРОЙ ЭПОСА

     Ученые установили, что, действительно, был такой человек, царь, по имени Гильгамеш, живший и правивший в Уруке в первую половину третьего тысячелетия. Имена его предшественников и современников были написаны на кирпичах и вазах. Существуют два полу-исторических документа, - шумерский "список царей" и так называемый "История Туммула", - дающих противоречивую информацию о Гильгамеше. Согласно "списку царей", Гильгамеш был пятым по счету царем от основания первой династии Урука (после потопа) и правил 126 лет, тогда как его сын царствовал всего лишь 30 лет, а последующие цари были совсем обычными людьми.

(материал подготовлен Мариной Лущенко)