<< ЭПОСЫ   ПЕСНЬ О НИБЕЛУНГАХ  

Брюнхильда в лесу

СОЗДАНИЕ "ПЕСНИ О НИБЕЛУНГАХ"

      12 и 13 века принесли много перемен в социальную и интеллектуальную жизнь германских стран, главной чертой которых было развитие всего того, что носит название рыцарства. В это же время возрождается местная литература. Драма еще не появилась, но эпос и лирическая поэзия процветали. Эпическая поэзия, хотя и написана почти одними рыцарями, делится на два типа, судя по содержанию: с одной стороны, так называемый "придворный" или "куртуазный" эпос, с другой, местный или национальный эпос. "Придворный" эпос заимствует материал из французской куртуазной литературы и имеет дело с рыцарством, в частности с королем Артуром и его окружением. Национальный эпос берет информацию из национальной германской саги, двумя величайшими произведениями которой являются "Песнь о Нибелунгах" и "Кудруна". "Придворный" эпос написан рифмованными куплетаии, а национальный - четырехстрочными строфами. 
      Имя автора, написавшего "Песнь о Нибелунгах", осталось неизвестным. Старую сагу переделали на новый манер, так чтобы ее можно было читать при дворе. Автор был, скорее всего, дворянином и хорошо знал обычаи, чувства, вкусы и жизнь дворянства. Через него поэма приобрела новый вид, более подходящий литературным идеалам придворных кругов.

Это заметно в почти полном отсутствии грубого языка и фарсовых ситуаций, обычных для народного поэта, шпильмана (spielmann).      
      Тем не менее, эпос остается эпосом, и в "Песне" нет ни изящного слова, ни психологической обработки персонажей. Идеалы "Песни" также остаются идеалами эпоса, а не куртуазного романа. Главными персонажами остаются Зигфрид, Брюнхильда, Гюнтер, Кримхильда и Хаген. Основная тема - это triuwe, т.е. безоговорочная преданость и верность, открывающаяся полнее всего в образе Кримхильды: ее муж Зигфрид подло убит; ее горе и месть становятся сюжетом драмы.
      Поэт пытается изобразить своих персонажей идеалами куртуазного поведения; он тщательно описывает их одежду и приготовления к пиру, например. Главнейшей дободетелью является milte, т.е. щедрость в подарках. Автор подчеркивает также учтивое обращение с дамами: идеалом рыцарского поведения является, прежде всего, Зигфрид (Сигурд). Также заметно огромное влияние Церкви: все персонажи, включая даже язычника Этцеля (Атли), поминают Бога; крещение, свадьба и похороны проходят согласно христианским обычаям; часто упоминаются церковные саны; христиане противопоставляются язычникам; Кримхильда, выходя замуж за язычника Этцеля, надеется обратить его в христианство.


Зигфрид (зала Нибелунгов)



Сон Брюнхильды