<< ЭПОСЫ   ПЕСНЬ О НИБЕЛУНГАХ  



Брюнхильда целует кольцо, подаренное ей Зигфридом

ИСТОЧНИКИ "ПЕСНИ О НИБЕЛУНГАХ" >>>


ПРОИСХОЖДЕНИЕ САГИ

      У всех арийских народов есть героическая эпоха, события которой позже легли в основу саг и эпосов. Для германцев таким перидом была миграция, произошедшая между пятым и шестым веками нашей эры. К концу миграции эти народы осели в регионе Северной Европы. За эти два века в судьбе германских народов произошли значительные события, в частности войны с гуннами, римлянами и другими народами.

Во время этих войн совершались подвиги, которые не стерлись из памяти людей, а великие победы или поражения стали сюжетами историй и песен. В это же время родилось национальное самосознание, из которого появились первые зародыши национальной литературы. Германская сага заимствует почти весь материал из событий этих двух веков. Разрозненные упоминания о германцах хоть и встречаются в начале нашего тысячелетия и даже раньше, но ни один исторический персонаж тех времен не был запечатлен в национальных сагах.
      С этими сагами, основанными на исторических событиях, были смешаны, чаще всего, и первоначальные германские мифы. Самым знаменитым примером этого союза мифических и исторических элементов является сага о Нибелунгах, из которой вырос с течением времени великий национальный эпос, "Песнь о Нибелунгах".     
      Сага о Нибелунгах состоит из двух частей: с одной стороны, мифическая история Зигфрида; с другой, история реальных бургундцев. Невозможно сказать когда и как появился миф о Зигфриде: его корни уходят в незапамятные времена предков германцев. Вторая часть саги основана на историческом событии: разгром бургундского королевства гуннами в 437 году. Естественно, подобное уничтожение целого народа оставляет живой след в памяти современников. Вскоре исторический факт стал обрастать легендами; по неизвестным причинам эта история исчезнувших бургундцев объединилась впоследствии с историей Зигфрида. Эта объединенная сага о Зигфриде и бургундцах стала достоянием всех германских народов, была перенесена ими на разные земли, и там уже каждый народ добавил что-то свое к этой саге. В исландской "Эдде" (самый ранний известный вариант которой восходит к девятому веку) сохранилась одна из первых версий, созданных северными народами. Знаменитый же немецкий эпос, "Песнь о Нибелунгах", восходит лишь к 13 веку. Эти две версии, северная и немецкая, хоть и произошли из одного источника, но за века, прошедшие между их началом и временем, когда они были записаны, они стали двумя разными историями: характеры героев и мотивы, по которым они действуют, разнятся; каждая версия по-разному трактует события.


СЕВЕРНАЯ ВЕРСИЯ САГИ
      Сага, образовавшись в середине 5 века на территории Рейна около Вормса (где жили бургундцы), вскоре перешла от франков к германским народам. Имеются сведения об этой саге в северной Германии и Дании. Упоминания о ней и в английском эпосе "Беовульф" указывают на то, что эта сага рано стала частью национальных саг Англии. Особенно глубокие корни эта сага пустила в Норвегии и Исландии. Здесь, вдали от всяческих влияний, сага лучше других сохранила первоначальный германский характер, особенно в мифической части. Таким образом, в "Эдде" (9 век) примерно на три века раньше "Песни о Нибелунгах" была записана сага под вопросом. Соединяя различные эпизоды саги из "Эдды" и саги о Вёльсунгах, получаем следующий рассказ:

 

Зигфрид влюбляется
в Кримхильду

      Бродя по свету, три бога, Один, Хёнир и Локи, пришли к водопаду, у которого бобер ел рыбу. Локи убивает бобра камнем и снимает его шкуру. Вечером боги останавливаются в доме Хрейдмара, которому показывают шкуру. Хрейдмар узнает в ней своего сына, принявшего образ бобра. С помощью своих сыновей, Фафнира и Регина, Хрейдмар схватывает богов и сохраняет им жизнь при условии, что они наполнят шкуру золотом изнутри и снаружи. Боги посылают Локи за выкупом. Сетью, заимствованной у морской богини Ран, Локи вылавливает у водопада гнома Андвари в облике рыбы и заставляет его принести нужное золото. Андвари пытается удержать одно кольцо, но Локи забирает и его; гном проклинает золото и всякого, кто будет владеть им. Выкут отдан Хрейдмару, включая кольцо. Локи говорит ему о проклятье, наложенном на золото. Когда Хрейдмар отказывается поделиться золотом с сыновьями, Фафнир убивает его и забирает золото себе. В образе дракона Фафнир сторожит сокровище, а Регин, его брат, думает как бы отомстить.

      От Одина происходит король Вёльсунг, у которого рождается десять сыновей и одна дочь. Его старший сын - Сигмунд, близнец своей сестры Сигни. Король Сиггейр Гаутландский просит Сигни себе в жены, и отец отдает дочь против ее воли. В центре зала в доме короля Вёльсунга стоит могучий дуб. В разгар свадебного пира в зал входит одноглазый старик с надвинутой на лоб шляпом и с мечом в руке (разумеется, это Один). Старик вонзает меч в дуб по рукоятку и говорит, что этот меч будет принадлежать тому, кто выдернет его. Старик исчезает. Из всех присутствующих лишь Сигмунд смог вытащить меч из дуба. От отказывается продать меч Сиггейру и тот замышляет отомстить. Он приглашает Вёльсунга и его сыновей в Гаутландию и возвращается к себе с Сигни, которая перед отъездом предупреждает отца быть начеку.
      В назначенное время Вёльсунг и его сыновья приезжают в Гаутландию. Вёльсунг не убегает от опасности и сражается с Сиггейром. Его десять сыновей берут в плен и оставляют в лесу. Каждую ночь к ним приходит волчица и пожирает одного из них, пока не остается один Сигмунд. С помощью Сигни он сбегает. Волчицей была мать Сиггейра.
      К Сигмунду, спрятанному в лесу, Сигни посылает своего старшего десятилетнего сына, чтобы Сигмунд проверил достаточно ли он храбр и хорош для мести. Но ни он ни его брат не выдерживают испытаний. Сигни видит, что только отпрыск Вёльсунгов подойдет, приходит в лес и живет с Сигмундом три дня инкогнито. От их союза рождается сын Синфиотли, которого Сигни также отсылает к Сигмунду через десять лет. Синфиотли выдерживает каждое испытание и его воспитывает Сигмунд, думающий, что это сын Сиггейра.
      Сигмунд проникает с Синфиотли в замок Сиггейра. Синфиотли убивает двух сыновей короля, но вскоре его и Сигмунда схватывают и приговаривают к сожжению на костре. С помощью меча Сигмунда им удается проделать дырку в тюрьме, бежать и поджечь дом Сиггейра. Сигни говорит Сигмунду, что Синфиотли их сын, что теперь ее месть выполнена, но она должна умереть вместе с мужем. Сигни возвращается к Сиггейру и гибнет с ним и его родом.
      Сигмунд возвращается домой и становится королем. Он женится на Боргильде, но когда она отравляет Синфиотли, бросает ее. Затем Сигмунд женится на Хьордис. Лингви, сын короля Хундинга, также был ее поклонником и теперь вторгается в земли Сигмунда. Последний убивает многих врагов, пока не появляется одноглазый старик с копьем, о которое ломается меч Сигмунда. Сигмунд тяжело ранен.
      Ночью Хьордис находит на поле боя еще живого Сигмунда. Он отказывается лечиться, говоря, что Один не желает этого. Сигмунд говорит Хьордис бережно хранить обломки меча. Сын, которого она носит, еще завоюет себе славу этим мечом. На заре Сигмунд умирает. Хьордис похищают викинги и после рождения сына Хьордис выходит замуж за датского принца Альфа.
      Сына Хьордис зовут Сигурд. Он вырастает могучим и красивым при дворе короля Хьялпрека, отца Альфа. Регин, брат Фафнира, был его наставником. Он заново отковывает меч Грам, который становится таким острым, что Сигурд раскалывает им наковальню Регина. На кораблях, полученных от короля Хьялпрека, Сигурд идет мстить сыновьям Хундинга, убивает последнего, мстя за смерть отца. Регин подстрекает Сигурда убить Фафнира, что тот и делает. Умирая, Фафнир предупреждает Сигурда о проклятии и о хитрости Регина. Регин приказывает Сигурду пожарить сердце Фафнира. Сигурд обжигает палец о кровь, капающую с жарящегося сердца Фафнира и облизывает палец. Вдруг он начинает понимать речь птиц; птицы советуют ему остерегаться Регина. Сигурд тут же убивает своего наставника. Птицы также сообщают Сигурду о прекрасной валькирии Брюнхильде, спящей на окруженной огнем горе и ожидающей освободителя. Сигурд берет сокровища Фафнира, его шлем и уезжает во Франкенланд. Там он находит гору, проникает туда и видит рыцаря. Сняв с него шлем, Сигурд видит, что это женщина. Брюнхильда открывает ему, что Один наказал ее за непослушание сном, от которого ее освободит человек, не знающий страха. Оба клянутся друг другу в вечной любви.
      Сигурд приезжает к королю Гьюки в Рейнланд и дружит с его сыновьями, Гуннаром и Хёгни. Королева Гримхильда дает Сигурду напиток; герой забывает Брюнхильду и влюбляется в дочь Гримхильды, Гудрун, на которой и женится. Гуннар хочет жениться на Брюнхильде и Сигурд едет вместе с ним к ней; Брюнхильда выйдет замуж лишь за того, кто пройдет через огонь. Гуннар не может этого. Сигурд тогда принимает образ Гуннара, проезжает через огонь и называет себя Гуннаром, сыном Гьюки; Брюнхильд соглашается стать его женой, но три ночи подряд их разделяет меч. Сигмунд в образе Гуннара берет с ее руки кольцо и заменяет его кольцом из сокровищ Фафнира. Потом Сигурд опять принимает свой образ. Только сейчас Сигурд вспоминает клятву, данную некогда Брюнхильде.
      Однажды Брюнхильде и Гудрун купаются в Рейне. Гудрун показывает Брюнхильде ее кольцо и рассказывает каким образом Гуннар получил ее в жены. Брюнхильда отвергает Сигурда, пытающегося усмирить ее, и требует у Гуннара его смерти. Брат Гуннара Гутхорм убивает Сигурда во сне. Умирающий Сигурд убивает Гутхорма мечом. Брюнхильда радуется смерти Сигурда, так как ее честь спасена, и в свою очередь пронзает себя мечом, предсказав Гуннару и Гудрун их мрачное будущее.
      Атли, король гуннов, хочет жениться на Гудрун. Она отказывается, но ее мать дает ей напиток, и она забывает Сигурда и прошлое и становится женой Атли. Атли желает сокровище Фафнира, которое Гуннар взял себе после смерти Сигурда. Гуннар топит сокровище в Рейне. Атли нападает на Гуннара. Из всех воинов в живых остаются лишь Гуннар и Хёгни. Гуннар отказывается открыть где сокровище и просит принести ему сердце брата. Атли убивает слугу, но Гуннар видит, что это не сердце брата, так как оно все трепещет от страха. Наконец ему приносят сердце Хёгни. Гуннар кричит, что сейчас только Рейн знает где сокровище. Гуннара бросают в яму со змеями и он умирает. Гудрун из мести убивает двух сыновей Атли и дает их мясо отцу. Ночью она убивает Атли и поджигает замок, в котором сгорают Атли и его люди.