<< ЭПОСЫ   ПЕСНЬ О РОЛАНДЕ  
 

ФРАНЦУЗСКИЙ ЭПОС


LA GESTE DU ROI (Цикл о короле)


LA GESTE DE GARIN DE MONGLANE
ET DE GUILLAUME D'ORANGE
(Цикл о Гарине де Монглане и Гийоме Оранжском)


LA GESTE DE DOON DE MAYENCЕ (Цикл о Дооне де Майенсе)


LA GESTE DU ROI

     Этот эпос включает в себя песни, которые, сгруппированные вокруг фигуры Карла Великого, составляют что-то вроде поэтической истории великого короля. Надо сказать, что истории предков почти всегда созданы после поэм о самих героях и часто гораздо менее интересны. Так, например, "Коронование Людовика", песнь, завершающая цикл песен о Карле Великом, была написана на полтора века раньше "Большеногой Берты", открывающей его. Самая прекрасная из всех французских эпосов, "Песнь о Роланде", - главная в этом цикле.

LA GESTE DE GARIN DE MONGLANE ИЛИ DE GUILLAUME D'ORANGE

     Согласно классификации средневековых труверов, цикл о Гарине де Монглане шел третьим по счету. Сейчас предпочитают давать этому циклу второе место после цикла о Карле Великом, т.к. он связан с ним.
     Если читать подряд все песни этого цикла, то нельзя не заметить, что все они связаны друг с другом хронологически. Через все эти песни проходит, к тому же, одна и та же главная мысль: спасти христианство и защитить Септиманию (юг Франции) против сарацинских захватчиков.
     К тому же, нельзя больше рассчитывать ни на Карла Великого (он стал старым и глупым), ни на его сына Людовика, ни даже на Францию. Теперь сражаться на границах христианства против сарацин будет Гарин де Монглан и его потомки. Иногда эти люди зовут на помощь Францию, но чаще всего они ее презирают и даже делают из Карла Великого своего заклятого врага.
     Этот цикл песен не опирается на исторические факты, кроме, может быть, центрального персонажа, Гийома Оранжского. Его идентифицируют с неким графом Тулузским, который в 806 году стал монахом в монастыре Аниан, недалеко от Монпелье. Он умер в монастыре Желлон, который он сам и основал и где покоятся его останки (теперь это монастырь Saint-Guillaume-du-Desert). Этот монастырь построен был на дороге, по которой шли в Сантьяго де Компостела (Испания) паломники. Так, монахи и жонглары способствовали созданию эпосного Гийома, используя воспоминания о крестовых походах, еще витающие в воздухе во время создания этих песен. Не исключено, что авторы эпосов о Гийоме узнали у желлонских монахов те факты о Гийоме, которые и составляют историческую базу вымышленных подвигов героя.
     Затем этому Гийому, из которого сделали первого защитника христианства после Карла Великого, жонглеры решили дать длинную цепь предков. Поэтому различаются три группы поэм в этом цикле: 1) песни о Гарине де Монглане, прапрадеде Гийома, 2) песни об Аймерике де Нарбонне и, наконец, 3) песни о самом Гийоме, знаменитом отпрыске всей этой линии.

LA GESTE DE DOON DE MAYENCE

     Под этим заглавием собраны песни, не имеющие особо тесных связей друг с другом. Хоть труверы и сделали из Доона де Майенса легендарного предка всех героев, фигурирующих в этом цикле, им не удалось создать между ними тех "семейных уз", объединяющих цикл о Короле или о Гарине де Монглане. Кровное родство - не единственная классификация этого цикла. Все эти песни объединены вокруг одной темы: борьбы великих феодалов против Карла Великого. Последний должен постоянно подавлять восставших баронов, которые либо нарушили клятву верности императору, либо совершили еще что-то плохое (или самому императору или его близким).
     Кроме того, через все песни этого цикла проходит еще одна мысль: человек, совершивший зло, должен быть наказан. У древних эту роль выполняла богиня Немезида, хранительница всеобщего порядка. В средневековой Франции Немезидой стал Жуайез, меч христианского короля Карла Великого.
     Сюжет этих песен почти всегда один и тот же: сначала это надменность и восстание феодалов; затем бесконечные битвы; и, наконец, побежденные вассалы, которые становятся монахами и святыми. В своей непомерной гордости эти феодалы иногда даже отвергают Бога и христианство вместе с родиной, как например ренегат Изембарт; но, когда их побеждают, они видят в кресте свое единственное убежище.
     Император не всегда показан в хорошем свете. Он так эгоистичен, что гордость его вассалов не может это стерпеть и они восстают. Карл беспощаден в преследовании своих врагов и его ненависть к ним не исчезает даже тогда, когда они обезоружены и молят пощады. Плохой характер Карла - начало всех песен этого цикла. Однако, как только начинается восстание, король становиться благородным воином и борцом за справедливость, назначенным свыше.