<< ЭПОСЫ   ПЕСНЬ О РОЛАНДЕ  
 

ИСТОРИЯ И ЛЕГЕНДА      >>>

     Положение христиан на Востоке было весьма непрочным на протяжении всей первой декады 12-го века. Слышны были постоянные крики о помощи, адресованные, в частности, к французам. Еще в январе 1098 года патриарх Иерусалимского писал из Антиохии, что "нас мало по сравнению с язычниками... в доме, в котором находятся два человека, пусть один быстро идет на войну". Синод, собравшийся в Anse (около Лиона) в 1100 году, пригрозил отлучением от церкви тем, кто поклялся освободить Гроб Господень и еще не исполнил этого. Причиной таких строгих мер было возвращение домой многих "milites Christi" (воинов Христа) после взятия Иерусалима. Весной 1100 г. в городе оставалось 200 рыцарей и 1000 пеших воинов. На Пасху этого же года было подписано соглашение с сарацинами, после чего практически все христиане вернулись домой. В 1101 г. во всей Палестине осталось лишь 300 рыцарей. За год до этого патриарх Иерусалимский Дагоберт написал послание немецким католикам, которое завершалось зловещими словами "in destructionis periculo" (в опасности разрушения).
     К ноябрю того же года (1100) синод, собравшийся в Пуатье, организовал второй крестовый поход. Эта экспедиция потерпела крах. До Франции дошли новости, что в августе 1100 г. эмиром Данисаманом был взят в плен самый важный вождь христиан, Богемонд: его освобождение было, видимо, одной из главных целей второго похода. Богемонд, которого язычники звали "маленький бог христиан", был освобожден лишь в мае 1103 г. Тем временем, говорит Ордерик Виталь, "вся Церковь молила Бога о его спасении". Летом 1104 г. Богемонд и Танкред были разбиты в битве при Харране, около Эдессы, а осенью Богемонд вернулся во Францию, чтобы собрать новую армию. К сентябрю 1105 г. он убедил папу Паскаля II организовать третий крестовый поход, приблизился к Генриху I Английскому, и на Пасху 1106 г. женился на Констанс, дочери короля Франции. На свадьбе, пышно отпразднованной в Шартре, присутствовал папский легат Бруно д'Асти, поддерживающий идею организации третьего похода; на этой же свадьбе исполнили "Песнь о Роланде". Армия, собранная Богемондом, проиграла битву в Дураццо (1108 г.); часть армии вернулась в Калабрию с Богемондом; а большая часть осталась в Палестине. В мае 1111 г. Богемонд умер и был похоронен в Каноссе. Его племянник Танкред пережил его всего на год.
     Слава Богемонда, одного из самых выдающихся вождей Первого крестового похода, гремела по всему Анжу и Нормандии в начале 12 века. Хотя многие знали, что он желал не столько освободить Гроб Господень, сколько укрепить свое княжество, Антиохию, и победить своего врага, императора Алексея I Комнина, его военная слава была огромна, а его путешествие через Италию и Францию в 1105-06 гг. было сплошным триумфом. Дворяне просили Богемонда крестить их детей, и некоторые средневековые авторы говорят, что где бы он ни появился, всегда собиралась толпа, так что казалось, что вернулся сам Иисус.
     Многие современники Богемонда сравнивали его с Роландом. Ордерик Виталь приписывает умирающему Роберу Гискару речь, к которой отец сравнивает своего старшего сына - Богемонда - с фессалийским Ахиллом и французским Роландом. Рауль Каэнский, хваля крестоносцев, уподобляет их Роланду и Оливеру. Как и Роланд, Богемонд был храбр, беспокоен, жесток, надменен и любил ссориться. Даже если образ Роланда был создан по образцу героя Богемонда, не следует искать точных совпадений: например, знамя Роланда было белым, а Богемонда - красным.

     Откуда взялись такие подробности о походе Карла Великого в Испанию, как это описано в "Песне"? Было ли положение в Испании более важным для автора "Песни", чем на Востоке?
     Известно, что в 980 г. появление в Испании мусульманского вождя Аль Мансура ухудшило положение христиан в Испании: Барселона была взята, Компостела разграблена, а "язычники" даже перешли Пиренеи. В следующим столетии начинаются французские походы на освобождение Испании от мусульман. Французской влияние пришло в Испании и с Констанс, дочерью Роберта Бургундского и женой Альфонсо VI Кастильского (1065-1109): в северной Испании появились многочисленные монастыри, ввелись романские обычаи и впервые Испания стала частью Европы. Это также эпоха подвигов Сида. В 1101 г. Папа Римский запретил испанцам совершать паломничества в Иерусалим и даже выслал из Рима испанских воинов и паломников, говоря "там, там (т.е. в Испании) добивайтесь прощения и милости Петра и Павла". Это было сделано, вероятно, для того, чтобы не остановилась война с маврами в самой Испании.
     Таким образом, ситуация в Испании волновала французских церковных деятелей не меньше, чем положение христиан на Востоке. Паломники, возвращавшиеся из Испании, приносили новости и более подробные отчеты о битвах с маврами. Возможно, и "Песнь о Роланде" была создана, чтобы поддержать боевой дух и интерес к Испании: неважно, что Карл Великий был союзником сарацин и не взял Сарагосу: сюжетом "Песни" являются победы Карла и наказание неверных, что было весьма актуальной темой.

      Ядром легенды о Роланде была, скорее всего, девятая глава книги Vita Caroli Эйнхарда: арьергард, охраняемый солдатами под командованием Роланда, был атакован гасконцами в ущельях Пиреней и люди Карла, включая Роланда, были убиты до последнего:

      "В то время, когда война с саксонцами (пишет Эйнхард) велась почти непрерывно, он - Карл - атаковал Испанию с самым большим войском, какое он только смог собрать. Он пересек Пиринеи, взял все крепости, которые он атаковал, и вернулся с целой и невредимой армией, испытал неудачу из-за предательства гасконцев, возвращаясь через перевалы Пириней. Когда его армия шла цепочкой... гасконцы...ринувшись в долину внизу, разбили последнюю часть обоза, а также арьергард, бывший защитой идущих впереди. В последующей битве гасконцы убили врагов до последнего... Эггихард, королевский сенешаль; Ансельм..., и Роланд (Hruodlandus), префект бретонской границы были убитвы, как и многие другие".

      К этому описанию позже добавились вымышленные детали. Напр.: гасконцы стали сарацинами, солнце неподвижно стояло в небе ради христиан, и т.д. В хрониках аббатства Saint Foy в Conques имя Роланда (Rotlandus) появляется в 959, 1013 гг. и часто на протяжении всего 11 века. Это аббатство на пути в Сантьяго де Компостела получило во владение, между 1094 и 1104 гг., богадельню в Ронсевале. Возможно, через эти источники легенда о Роланде получила распространение. Графы Шампанские и Блуа интересовались аббатством Conques: Адела, графиня Блуа, посетила аббатство в 1101 г.; Жифорды, владевшие Longueville-en-Caux, также ездили туда; и именно в монастырь в Лонгевиле ездил в 1093 году Турольд (автор "Песни") зажечь свечу на алтаре Saint Foy. В Fleury-sur-Loire, около 1100 г., Рауль Тортэр (Raoul Tortaire) слышал о знаменитом мече, которым Rutlandus, племянник Карла Великого, убивал язычников; к тому же, сам Карл и подарил ему этот меч. Современник Рауля, Hugues de Fleury, рассказывая о битве 778 года, добавляет, что тело Роланда унесли в Блайю и там похоронили.