<<< Европейская литература <<< Французская литература <<< Литература Ренессанса

МАРГАРИТА НАВАРРСКАЯ
(1492-1549)

     Покровительница писателей и ученых, королева Наваррская является прежде всего гуманистом. Неутомимая труженица, ясный и просвещенный ум, она владеет латынью, греческим, итальянским, испанским, немецким, интересуется произведениями Платона, покровительствует Клеману Маро и Рабле. Ее смелые религиозные позиции (евангелизм), ее отношения с Гийомом Брисонне, епископом Мо (Guillaume Briçonnet, évêque de Meaux), ее круг (Лефевр д'Этапль, Фарель...), ее переписка с Кальвином и чтения Лютера, - все сближает Маргариту с реформаторами Церкви.
     Проявляя большой интерес к философским и литературным дебатам и салонам, Маргарита становится одной из первых ученых дам своего времени, являясь, таким образом, предшественницей прециозных течений следующего века.     



Портрет Маргариты Наваррской

     Маргарита Наваррская вводит новшества в жанр новеллы: за каждым рассказом следуют комментарии в виде длинных вольных диалогов. Новеллы являются предлогом к философским дебатам на главные вопросы, касающиеся человеческой природы.

"ГЕПТАМЕРОН" - "L'HEPTAMÉRON"(1558)



Придворная дама 
времен Франциска I (1530)

  1. Первый день : О том, какие проделки совершали женщины, чтобы обмануть мужчин, и мужчины - чтобы обмануть женщин.
  2. День второй : О том, что каждому пришло на ум.
  3. День третий : О дамах, которые искали только добродетельной любви, и о лицемерии и коварстве монахов.
  4. День четвертый : О добродетели и терпении дам, способных долгое время ожидать, и о благоразумии, которое проявляли мужья в отношении жен.
  5. День пятый : О добродетели девушек и женщин, которые честь свою ставят выше, чем наслаждение, о тех, кто поступает как раз наоборот, и о простодушии некоторых иных.
  6. День шестой : О том, как мужчины обманывают женщин, женщины - мужчин и женщины - женщин, подстрекаемые скупостью, коварством и жаждой мести.
  7. День седьмой : О тех, кто поступал так, как ему не следовало поступать, и делал то, чего не хотел делать.
  8. День восьмой : О самых великих безумствах и о подлинных происшествиях, услышать о которых полезно всякому.
  • Аристократическая культура : "Гептамерон" вписывается в рамки образованного аристократического общества, которое любит дискуссии о философии и морали.
  • "Декамерон" (1350-1355) Боккаччо является основным литературным источником Маргариты Наваррской, которая занимает у своего предшественника общую композицию произведения. Однако, у Маргариты иной замысел: под кажущейся легкомысленностью ее новелл скрывается духовное стремление требовательной женщины к божественной любви.
  • Фаблио и некоторые средневековые повестования : например, 70-ая новелла представляет собой переработку старинной французской повести в стихах XII в. "La chatelaine de Vergy".
  • Личный опыт : Маргарита Наваррская вдохновляется событиями, при которых она присутствовала (новеллы 1, 22, 28, 66, 72), приключениями, которые ей рассказывали или которые случились с ней самой (новелла 4).