<<< ФИЛОЛОГ <<< ЕВРОПЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА <<< ФРАНЦИЯ <<< XVII-XVIII века



ФРАНЦУЗСКИЙ ТЕАТР : ЖАН-БАТИСТ МОЛЬЕР

ПРОИЗВЕДЕНИЯ МОЛЬЕРА

  • LES PRECIEUSES RIDICULES (Смешные жеманницы)
  • L'ECOLE DES FEMMES (Школа жен)
  • LE TARTUFFE (Тартюф)
  • DOM JUAN (Дон Жуан)
  • LE MISANTHROPE (Мизантроп)
  • L'AMOUR MEDECIN (Любовь-целительница)
  • LE MEDECIN MALGRE LUI (Лекарь поневоле)
  • L'AVARE (Скупой)
  • LES FOURBERIES DE SCAPIN (Проделки Скапена)
  • LES FEMMES SAVANTES (Ученые женщины)
  • LE MALADE IMAGINAIRE (Мнимый больной)
 

ЖАН-БАТИСТ МОЛЬЕР (1622-1673)

     Жан-Батист Поклен родился в Париже в 1622 году; детство проводит в буржуазной среде, которая в будущем послужит фоном для многих его комедий. Его отец, королевский ковровщик, отдал сына в коллеж Клермон, где будущий драматург получил образование "порядочных людей": математика, физика, танцы, фехтование. В 1642 году, в возрасте 20 лет, Поклен сопровождает Людовика XIII в Нарбонн, в качестве королевского ковровщика (должность ему передал по наследству отец). Но, чувствуя влечение к театру, молодой Поклен становится актером в 1643 г., берет псевдоним Мольер и организовывает труппу Illustre Theatre. Мольер играет модные трагедии, но успех еще не приходит к нему. Тогда Мольер отправляется искать удачи в провинции.

 

     В 1645-1658 гг. Мольер с переменным успехом дает представления в провинции. В 1658 г. ему удается получит протекцию брата короля и в октябре этого же года Мольер возвращается в Париж. Двенадцать лет, проведенные Мольером в провинции позволили ему приобрести навыки и знания, необходимые для драматурга: во время путешествий Мольер наблюдал людей самых разных сословий (вельмож, крестьян, торговцев, мастеров); стал профессиональным актером; научился руководить труппой.
     Первым большим успехом Мольера в Париже стала пьеса "Смешные жеманницы" (1659). В 1662 г. Мольер женится на Арманде Бежар: она на 20 лет моложе его и часто вызывает ревность. В связи с этим, Мольер пишет "Школу женщин", в которой затрагивает тему моральных проблем. Король, восхищенный пьесой, назначает Мольеру тысячу ливров пенсии. Следующие годы становятся для Мольера периодом создания самых знаменитых его пьес: "Тартюфф", "Дон Жуан" , "Мизантроп". Последние пьесы Мольера отвечают вкусам Людовика XIV: балетам, музыке, развлекательным спектаклям.
     Конец жизни Мольера был омрачен болезнями, потерей сына, материальными трудностями. Во время представления в Пале-Рояле комедии "Мнимый больной" (10 февраля 1673 г), Мольер теряет сознание, а несколько часов спустя умирает. С большим трудом его жена Арманда добилась от архиепископа разрешения на ночные похороны и христианское захоронение.