<<< КУРТУАЗНАЯ ЛИТЕРАТУРА <<< ФРАНЦУЗСКИЙ РЫЦАРСКИЙ РОМАН  

 

"Роман о Трое". Битва. (Манускрипт)

ФРАНЦУЗСКИЙ "РОМАН О ТРОЕ" (XII век)

       Прежде, чем написать около 1170 года, "Историю герцогов Нормандских" (Histoire des ducs de Normandie) - незавершенное произведение в 43 000 строк - Бенуа из Сент-Мора (город, расположенный между Шиноном и Лошем), туренский клерк на службе, вероятнее всего, у английского короля Генриха II Плантагенета и его супруги, Алиеноры Аквитанской, создал, в 1165 году, "Роман о Трое"

(30 316 строк), черпая информацию из двух рассказов, датируемых концом античности: Historia de excidio Trojae Дария Фригийца (VI в.) и Ephemeris belli Trojani Диктиса Критянина (IV в.).
       Бенуа де Сент-Мор излагает главные эпизоды троянской истории, от завоевания Ясоном Золотого руна, похищения Гесионы греками, которые разрушают Трою, восстановленную позже Приамом, чей сын, Парис, похищает Елену, до взятия города, благодаря огромному деревянному коню.

"Роман о Трое". Битва. (Манускрипт)

Автор рассказывает о 23 битвах, в которых изображены подвиги и смерть героев: Патрокла, Гектора, Троила, Ахилла и Париса. Он переплетает военные дейстия с сентиментальными сценами. Показывая различные пары (Ясон и Медея, Парис и Елена, Брисеида и ее два воздыхателя, Ахилл и Поликсена, Улисс и Цирцея, Гектор и Андромаха), трувер изображает любовь пессимистично, так как от нее приходят только предательство, непостоянство, беспокойство и несчастье.
    В "Романе о Трое" присутствуют также дидактические размышления о власти. Большую роль играет искусство описания (городов, гробниц, диковинок). Так, поэт надолго задерживается (14 631-14 958) на изображении богатств и чудес "Комнаты Красот", свадебной комнаты, отданной Приамом Парису и Елене. Чудесные механические статуи расположены по четырем углам этой вырезанной из алебастра комнаты: две девушки (статуя с зеркалом и статуя с играми) и два юноши (статуя-музыкант и статуя-судья куртуазных манер).
    Данный ниже отрывок описывает третью статую.
    В Средние Века европейцы поражались изобретениями восточных художников и инженеров. Так, статуя-музыкант (а также цветочник) из "Комнаты Красот" восхищает, потому что она изобилует драгоценными металлами и камнями (золотом, изумрудами, рубинами, обсидианом) и одновременно ласкает слух музыкой, а взор и обоняние цветами.

"Роман о Трое". Комната Красот. (Манускрипт)

С другой стороны, эта чудесная статуя избавляет от горя, от плохих мыслей и неразумных желаний, сохраняет в тайне секреты влюбленных, а также молодит тех, кто смотрит и слушает ее.
    Автор создает, таким образом, что-то вроде "искуственного рая", в котором собраны все удовольствия (эстетические, чувстенные, моральные и духовные) и в котором зритель-слушатель находится, так сказать, вне времени, в вечном и небесном мире.

    Все 12 перечисленных инструментов - струнные. Armonie и sinphonie - издают одновременно несколько звуков; cithara, harpe (от 6 до 25 струн); lyre; monocorde; gigue (3 струны) и vielle (5 струн) - на этих инструментах играют с помощью смычка, как на скрипке; psalterion - треугольной, прямоугольной или трапезоидной формы, на нем играют, "щипая" струны пальцами; rote; tympanon и cymbales - на них играют, постукивая по струнам молоточками или палочками. Посмотреть иллюстрации этих и других средневековых инструментов можно здесь >>>


Прочитать отрывок на древнефранцузском с дословным переводом на русский >>>


Игра на арфе. XIII в.