КУРТУАЗНАЯ ЛИТЕРАТУРА   ГЕРМАНИЯ    
 

ВОЛЬФРАМ ФОН ЭШЕНБАХ: "ПАРЦИФАЛЬ"   
<<<

ИСТОЧНИКИ 
     Эшенбах утверждает, что знаменитый автор "Романа о Граале", Кретьен де Труа неправильно рассказал эту историю. Он добавляет, что провансалец Киот правильно написал эту историю и к тому же, в отличии от Кретьена де Труа, досказал ее до конца. К несчастью, ученые не смогли установить кем же был этот Киот. Возможно его вообще не было. Вероятно Эшенбах был знаком с произведением Кретьена, но его "Персеваль" не содержит истории об отце Парцифаля и не имеет логического заключения, как на это указывает сам Эшенбах.

Книги 1, 2, 13-16
     Эшенбах, должно быть, имел доступ к фламандской поэме Moraien, вдохновившей его на создание первой книги "Парцифаля", к французской поэме - Joufrois - на создание второй книги. Немецкая версию "Энеиды" (Генрих фон Фельдеке) также послужила источником для обеих книг. Moraien (14 век) рассказывает о том, как Ланселот и Вельвейн отправляются на поиски Парцифаля. Во время странствий они встрчаются с странным рыцарем-мавром. Это племянник Парцифаля: его отец был любовником негритянки, но потом бросил его. Французская поэма Joufrois (12-13 вв) также могла быть источником Эшенбаха: в ней описывается вход Гамурета в Канволейс, разбивка лагеря у замка Герцелойды и т.д.; все это напоминает "Парцифаля". Наконец, "Энеиды" Фельдеке - это история рыцаря, завоевавшего сердце дамы в Африке, покинувшего ее и женившегося на другой. Эта история также напоминает первые две книги "Парцифаля".
     Эшенбах писал "Парцифаля" в самый разгар крестовых походов, поэтому приключения рыцарей на Востоке не были новостью ни для кого. Гамурет во многом напоминает знаменитого Ричарда Львиное Сердце: и Гамурет и Ричард происходят из Анжу и ведут свою родословную к феям. После смерти старшего брата Гандина, Гамурет становится правителем "Анчоу", "Уалеса" и "Норгальса", а Ричард вступает во владение Анжу, Южного и Северного Уэльса после смерти своего старшего брата Генриха. И Гамурет и Ричард дружны со многими мусульманскими князьями; оба умирают трагической и внезапной смертью. Кстати, когда Эшенбах писал "Парцифаля", Ричард был пленником немецкого императора Генриха VI в Трифельском замке.
     Книги 13-16 также не имеют одного источника. С одной стороны, они напоминают конец "Ивейна" Гартмана фон Ауэ, когда рыцарь, к концу повествования, должен сразиться с лучшим рыцарем, Гавейном. С другой стороны, битва между Парцифалем и Фейрефизом напоминает эпизод из французского романа "Ипомедон", когда два молочных брата встречаются и сражаются у моря. Когда один не может уже защитить себя, второй отбрасывает меч. Рыцари снимают шлемы, рассказывают друг другу свои приключения и уезжают вместе.

РОЛЬ ГРААЛЯ
     Грааль Кретьена де Труа - это большая чаша, украшенная драгоценными камнями. Для Эшенбаха Грааль - сам драгоценный камень. Версия Грааля Эшенбаха довольно сложна, т.к. она меняет и во многом противоречит образу Грааля, созданному Кретьеном.
     Большинство деталей о Граале встречается в книге 9. Согласно Эшенбаху, Грааль хранится в храме и выносится оттуда только по случаю больших праздников. Нести его может только чистая дева; недостойный человек не может сдвинуть Грааль с места. Грааль назначает своих хранителей и слуг посредством надписи, таинственно появляющейся и исчезающей с камня. Его не могут видеть некрещеные. Другие функции Грааля - это исполнять роль "рога изобилия", кормящего и поящего членов общества Грааля. Благодаря силе этого камня Феникс может возродиться из пепла. Человек, посмотревший на Грааль, не может умереть в течение следующей недели, т.к. Грааль дает ему юность и здоровье. Найти Грааль можно только нечаянно, а не специальными поисками.
     Сначала Грааль охраняли ангелы, но потом эта роль перешла людям, роду Мазадана. Мазадан передал Грааль Титурелю, Титурель Фримутелю, а Фримутель Анфортасу. Последний, будучи королем Грааля, выбрал голубя символом общества Грааля. Члены этого общества рыцари по имени templeise (тамплиеры?) и сражаются в битвах во искупление своих грехов. Имена избранных в общество - мужчин и женщин - сначала должны таинственно появиться на Граале. Эти избранники приходят в Замок Грааля детьми, из бедных и богатых семей, из разных стран. Иногда этих людей посылают в различные страны, чтобы править там. Среди членов этого общества были Лоэнгрин, Лебединый рыцарь, и пресвитер Иоанн, легендарный христианский король Востока.
     Происхождение легенды о Граале Эшенбах и сам толком не знает. Источники, которые он упоминает, крайне таинственны. Он говорит о неком манускрипте, написанном "магическим письмом" неким Флегетанисом, евреем по матери, "язычником" по отцу. Эшенбах говорит, что этот Флегетанис узнал тайны Грааля от звезд. Этот манускрипт был затем найдет в Толедо провансальцем Киотом. Киот заинтересовался Граалем и перерыл все латинские книги и британские, французские и ирландские хроники. Наконец в Анжу он нашел "настоящую историю" о хранителях Грааля. Грааль также назывался lapsit exillis. Вот и все, что сообщает Эшенбах о происхождении Грааля. Сейчас невозможно установить, кем были эти Флегетис и Киот и существовали ли они вообще, а если и существовали, то насколько достоверны их сведения. Вообще среденевековые люди любили драгоценные камни и почитали их, так как верили что в них хранится частичка Рая. Например, согласно средневековым текстам, Александр Македонский дошел до сада Эдем и получил там драгоценный камень, способный менять вес и давать людям юность и здоровье; Феникс, возрождающийся благодаря Граалю, живет в или около Эдема; о славе философского камня, способного превращать любой металл в золото, можно и не говорить.