МИННЕЗИНГЕРЫ
 


О МИННЕЗИНГЕРАХ

ХРОНОЛОГИЯ

     Около 1170 года немецкие поэты начинают подражать провансальским поэтам. Кюренберг первым перенимает новое представление о любви. До этой даты, нет ничего, что доказывало бы существование немецкой лирической поэзии куртуазного характера. Куртуазная лирика кажется полностью заимствованной у трубадуров. Техника стихосложения тоже скопирована у трубадуров и труверов.
      Расцвет поэзии миннезингеров приходится на 12-14 века. Этот хронологический период принято разделять на три части:

  • ВЕСНА - с момента появления Кюренберга (ок. 1170) до последних лет 12го века. В этот период заметно влияние эпической поэзии, и, несколько позже, слабое влияние французских и провансальских лирических традиций.

  • ЛЕТО (или "классический период") - с начала 13го века до 1230, дата, которая отмечает исчезновение Вальтера фон Фогельвайде из поэтической жизни. Не нужно говорить, что это самый важный период.

  • ОСЕНЬ - покрывает, примерно, один век постепенного упадка. Как и во французской поэзии, мы видим появление буржуазных поэтов (из-за роста городов и упадка феодальной власти) и введение ими реализма и иронии в поэзию.

     С другой стороны, надо отметить, что поэты первых двух периодов относительно немногочисленны (около 30) по сравнению с "осенью" (больше 100). Географически можно расположить на совершенно определенной территории деятельность поэтов Весны (Австрия и Бавария) и Лета (Ренания, Турингия и Швейцария).


СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

      Как и во Франции, немецкие поэты, сначала, тоже благородного происхождения: короли, князья, герцоги... Но мало-помалу низшие классы также начинают принимать участие в этой придворной поэзии: сначала мелкое дворянство, потом бургеры (Meister) и жоглары; хватает и церковников. То же, что сказано о трубадурах и труверах, можно отнести и к миннезингерам: одни абсолютно свободны, другие ищут покровительства крупных феодалов (например, при дворе Бабенбергов в Вене или при швейцарском довре Гогенштауфенов).
     Поэзия трубадуров и труверов оказала большое влияние на развитие поэзии миннезингеров. Но надо иметь в виду, что самые древние из них не испытывают этого влияния и только Генрих фон Фельдеке (13 век) первым заинтересовался в трубадурской поэзии. Некоторые критики думают, что Готфрид фон Штрасбург (Gottfried von Strassburg) имеет в виду этот факт в своей поэме "Тристан":

  • Er inpfete daz erste ris
    In tiutscher zungen
    Da von sit este ersprunger
    Von den die bluomen kamen.
    (он первым привил росток, на немецком языке, из которого родились ветви, из которых вышли цветы).

     Немалочисленными были контакты между немцами и французами, что способствовало развитию поэзии в Германии: постоянные путешествия миннезингеров по Европе, свадьба Фридриха Барбароссы с бургундской принцессой и др. Как бы то ни было, уже в конце 12 века немецкие аристократы познакомились с трубадурским учением, основанным на куртуазной любви и служении даме.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЛЮБВИ

     До Генриха фон Фельдеке немецкие поэты продолжают местную поэтическую традицию, согласно которой дама должна добиваться любви от миннезингера; поэты первого периода используют простые метрические схемы; женщина еще не "дама". Но, начиная с Генриха фон Фельдеке, начинает складываться точная терминология и новые темы (тайная любовь, завистники, льстецы). Важно, что из этого влияния вытекает мысль о том, что Любовь зарождается не только из-за красоты дамы, но также из-за ее моральных качеств. Любовь облагораживает, но надо было правильно выбрать даму, достойную любви. Как только поэт выбирает даму, она становится выше поэта, и с этого момента, только дама и Бог - достойные предметы для миннезингера. Естественно, в тесной связи с дамой возникает и любовное служение (Minnedienst), составляющее основу поэзии.
     Любовь (Minne), согласно миннезингерам - это символ всех достоинств (тогда как Liebe - это низменная, земная любовь). Этот идеал находится в даме, которая, поэтому, становится выше других смертных. Конечно, не все так идеально: как и у трубадуров, у миннезингеров встречаются слова страсти и желание телесной любви - эта тема разовьется в последний период. Различали два типа любви: hohe Minne (возвышенная, или чистая, любовь) и niedere Minne (низменная любовь). С одной стороны, облагораживание через любовь, с другой - низкий инстинкт.
     Обычно, дама уже замужем и принадлежит в классу, высшему, чем сам поэт. Влюбленный может видеть ее с глазу на глаз иногда, но чаще всего муж стережет жену или даже держит ее в башне. Существует великое множество врагов у влюбленного поэта, начиная с мужа и кончая завистниками, шпионами, льстецами. Но у поэта есть и друзья: наперсник, гонец, дозорный, предупреждающий о наступлении дня или о приближающейся опасности.
     Первое качество поэта в любовном служении - осмотрительность. У трубадуров есть senhal, чтобы скрыть имя дамы. Миннезингеры же скрывают имя возлюбленной под неопределенным термином (friundin - подруга; frouwe - дама), так что абсолютно невозможно узнать, о какой даме идет речь в поэме. Любовное служение понимается также как вассальство. Дама, обычно высокомерная и недосягаемая, должна дать награду влюбленному за его службу. Если же в течении определенного времени она этого не сделает, поэт становится свободным, так как дама нарушила "вассальский договор".
     Вальтер фон дер Фогельвайде дал новый толчок развитию поэзии миннезингеров, соединив более ощутимую реальность с возвышенной фантазией. Тем не менее, последующие поэты оказались неспособными удержаться на столь высоком уровне и стали впадать все больше и больше в вульгарность и словоблудие.


ЖАНРЫ

     Важно знать жанры употребляемые немецкими поэтами: песня (lied), лай (leich) и Spruch. Различие между ними следующее: lei и lied - оба лирического характера, но у lei нет правильной формы, тогда как в lied метрическая система одинакова во всех строфах. Spruch, по форме похожий на lied, но содержение Spruch дидактического или нравственного характера.
     Lied делится, смотря по содержанию, на ряд подгрупп, уже известных из провансальский лирики: песни крестовых походов, alba, pastorela, и т.д. Другие типы менее известны или неизвестны трубадурам: Wechsel или переплетение строф (влюбленный шлет даме одну строфу, а она ему в ответ - другую), песня гонца, считающаяся разновидностью Wechsel и т.д.
     С точки зрения метра, Генрих фон Фельдеке значительно усовершенствовал технику и строение куплета.(строфы). Рифма и слог улучшаются, равно как и музыкальная техника. С течением времени усложняется структура строфы, а рифма становится все изысканнее. Но пока Великие Певцы (Meistersanger), т.е. мастера поэзии, занимались рифмами и слогами, народная поэзия постепенно набирала силу и, в конце концов, вытеснила феодальную поэзию, как в Германии, так и во Франции и в Провансе.