<< ОГЛАВЛЕНИЕ   Russian literature

ГЛАВНЫЕ БОГАТЫРИ     стр. 2 >>>

 ГЛАВНЫЕ БОГАТЫРИ
(БЫЛИНЫ О ГЛАВНЫХ БОГАТЫРЯХ С СЛАБЫМ КИЕВСКИМ ПРИУРОЧЕНИЕМ)

     К этому разряду былин относятся такие, в которых действуют богатыри, слабо связанные или совсем не связанные с Киевом и его князем Владимиром. Эти былины представляют, по-видимому, остатки княжеско-дружинного эпоса, возникшего до Владимира. К ним относятся былины:

СВЯТОГОР И САМСОН

БЫЛИНЫ О СВЯТОГОРЕ. Былин о Святогоре немного. Они сводятся к следующим сюжетам:

  • Святогор и тяга земная
  • Женитьба Святогора
  • Святогор и Илья Муромец
  • Смерть Святогора

САМСОН-БОГАТЫРЬ. Святогора своей силой напоминает другой богатырь Самсон (а также Колыван), который в некоторых былинах даже смешивается в первым. Так, в былинах о Самсоне передаются сюжеты о встрече Ильи с Самсоном, о похвальбе Самсона, о тяжелых сумках, о женитьбе Самсона и о его смерти. Некоторые из этих сюжетов переданы иначе, чем в былинах о Святогоре. Таковы сюжеты о женитьбе Святогора и его смерти.

     1) Женитьба Самсона - Сюжет о женитьбе Самсона передается в общем так же, как и сюжет о женитьбе Святогора. Но в былинах о Самсоне жена играет весьма важную роль, о которой ничего или очень мало говорится в былинах о Святогоре. Однажды жена приступила к Самсону и стала выведывать у него, отчего он так силен и славен, что его боятся все земли и орды. Самсон открыл жене секрет своей силы: у него на голове семь волос ангельских (в Библии говорится о семи косах на голове Самсона); в них-то и заключается вся его сила. Наступили именины Самсона. У Самсона пришество. Все на пиру наедались и напивались, а Самсон-богатырь пуще всех. Когда Самсон опьянел, жена его собрала своих друзей любимых, остригла своему мужу голову до нага, связала ему руки и "выкопала" ему очи ясные. Проснулся Сасон и почувствовал, что не стало в руках силы молодецкой, а в очах белого света. Воскликнул Самсон "Ай же ты, жена, змея лютая! Погубила ты меня на веки вечные". Дала жена Самсону "крепостную служаночку" и "выгнала скитаться между дворами".
     2) Смерть Самсона. Ровно три года скитался Самсон между дворами. За это время на голове его снова выросли желтые кудри, снова почувствовал Самсон в плечах своих силушку великую. Не имел он только света белого в ясных очах. Обращается Самсон к своей верной служаночке, чтобы она повела его в город, где находятся его палаты, построенные на двенадцати столбах. Служаночка ведет его. В его палате в это время происходило "великое танцование": там сидела его жена любимая и забавлялась, тешилась со своими друзьями любимыми. Самсон, славный богатырь святорусский, подошел к каменному столбу, на котором покоились палаты, схватил его руками и потряс. Рассыпалась палата белокаменная. Тут убило и Самсона.

КОММЕНТАРИИ К БЫЛИНАМ О СВЯТОГОРЕ И САМСОНЕ

      Имя "Святогор", по-видимому, находится в связи с географическим названием "Святые горы" - родиной, или, по крайней мере, местопребыванием Святогора-богатыря. Святые горы, по "Книге большому чертежу", находятся около Дона: "А ниже Царева града, от усть реки Оскола, на Донце, с Крымской страны, Святые горы, от Царева града верст с 10". Итак, образ Святогора-богатыря связан с местностью, находящейся около Святых гор. Эта местность - прикавказский край между Доном и Волгой - была территорией Хазарского царства. Всякий народ, победивший другие народы, или властвующий над ними, представляется и теперь в глазах побежденных и подчиненных великим (...). Возникший на почве исторических отношений между русскими и хазарами образ Святогора-Самсона должен был подвергнуться при художественной обработке влиянию целого ряда устных и письменных произведений, становившихся достоянием русского народа. На былинах о Святогоре и ролственном ему Самсоне, по-видимому, отразились влияния: 1) кавказских сказаний, 2) библейско-апокрифических сказаний, 3) финских сказаний, и 4) русских и иностранных сказок.

ОТРАЖЕНИЕ КАВКАЗСКИХ СКАЗАНИЙ

     Наши былины знакомы с Кавказом. Доказательством служит ряд общих мест, упоминающих кавказские предметы: в былинах шелки называются шемаханскими, седла - черкесскими, черкесы - пятигорскими.
     Знакомство наших былин с Кавказом вполне объясняется историей русского народа. С Кавказом русские славяне в начале своей государственной жизни (а, вероятно, и раньше в эпоху хазарского протектората), находились в тесном общении. Северяне в X веке производили энергическую колонизацию восточной и юго-восточной частей нашей равнины. Доказательством этому служат, во-первых, славянские названия рек, впадающих в Дон, Донец и в Азовское море, во-вторых, сообщения арабского писателя Масуди (вторая половина X в.), свидетельствующего, что по бассейну Дона было много русских населений, в-третьих, остатки русского населения в XII в. в бассейнах Дона и Донца: на Ворскле тогда существовал северянский город Лтава (теперь Полтава), на Донце был город с таким же именем (сюда прибежал из половецкого плена Игорь Святославич); в-четвертых, в X в. на Таманском полуострове, отделяющем Азовское море от Черного, у Керченского пролива, т.е. почти у Кавказа, северяне основали на месте византийской колонии Таматархи город Тмуторокан. Этот город, благодаря своему приморскому положению, был центром оживленных торговых сношений с разными народами. Вместе с тем Тмуторокан отличалась пестротой своего этнографического состава; здесь жили греки, готы, болгары-тюрки, хазары, касоги, ясы, и т.д.; из них наши князья нередко набирали большие дружины, с которыми отправлялись в пределы собственно Руси для борьбы с своими противниками. Здесь, в Тмуторакане русским приходилось часто сталкиваться и с кавказскими племенами, главным образом, с касогами (черкесами) и ясами (осетинами). Одно такое столкновение воспето было, по словам автора "Слова о полку Игореве", Бояном и попало в нашу начальную летопись.
      В 1022 г., рассказывает летопись, князь Мстислав, брат Ярослава Мудрого, находившийся в Тмуторокани, предпринял поход против кавказского племени касогов (черкесов). Касожский князь Редедя выступил против него со своими полками. Встретившись с русскими, Редедя предложил Мстиславу решить вопрос единоборством: "Зачем нам губить свои дружины? Поборемя одни! Если ты одолеешь, возьмешь мое имение, жену, детей, землю; если я одолею, возьму себе все, что тебе принадлежит". Мстислав согласился. Началось продолжительное единоборство. Редедя отличался громадным ростом и силой. Мстислав начал уже изнемогать. Тогда Мстислав обратился с молитвой к Богородице, чтобы она помогла ему, и обещал построить в Тмуторокане церковь Ее имени. Молитва подкрепила силы Мстислава: он повалил Редедю на землю, вынул нож и зарезал его. После этого Мстислав отправился в землю касогов, положил на них дань, и забрал себе имущество Редеди, его жену и детей. По возвращении в Тмуторокан он, согласно обету, построил храм во имя Богородицы.
     Летописное предание о Мстиславе ясно указывает один из путей, каким к русским могла попадать кавказские сказания: Мстислав, победив Редедю, взял себе, согласно уговору, жену и детей Редеди; последние, без сомнения, знали поэтические сказания своего народа, касогов, и, находясь в плену у русских, не раз, вероятно, вспоминали эти сказания и, быть может, рассказывали из своим новым родным. Если кавказцы, пленные или входившие в состав русских дружин, оставались навсегда среди русских, они неизбежно должны были вносить известную долю кавказских эпосов в эпос русский. Доказательством этому служит сходство некоторых эпизодов, излагаемых нашими былинами о Святогоре-Самсоне, с кавказскими сказаниями.

     А) ЭПИЗОД С СУМОЧКОЙ

     В одной нартской сказке (нерты - древний кавказский народ, родственный нынешним кабардинцам, занимавший район северного Кавказа; нарты, по сказаниям, были богатырским народом, ведшим победоносную борьбу с великанами-идиотами, питавшимися человеческим мясом) о храбром удальце Сослане рассказывается, между прочим, следующее. В одну из своих поездок Сослан наехал на целый ряд чудес. Вот одно из этих чудес: "По-над дорогою лежит сумочка, в которой есть что-то такое, величиной с человеческую голову. Он попробовал с лошади достать ее, но не мог. Слез с лошади и пытался поднять, - опять ему не под силу. Начал он горевать: "О Боже, силы у меня уже нет! Бывало, с лошади поднимал я всадника с конем, а это - не больше человеческой головы. Как же я не могу поднять?" Пошел он и вырубил подпорку, но и с нею ничего не мог сделать, а потому отправился далее. Впоследствии тесть Сослана Алдар объяснил ему значение этого чуда: сумка оказалась не под силу Сослану потому, что в ней заключались блага всех созданных богом стран; она - вместилище этих благ.
     Осетинский насильник Батраз, по другому кавказскому сказанию, пытается поднять мешок с тяжестью всей земли.
     Герой грузинского сказания Амиран за свои насилия и гордость, по воле Божьей, погрязает в землю.
     Батраз, герой осетинского сказания, за то, что он отважился вступить в борьбу с небесными духами, был, по повелению Божью, сражен.

     Б) ЭПИЗОДЫ ИЗ ВСТРЕЧИ БОГАТЫРЯ С ВЕЛИКАНОМ
     В осетинских сказаниях изображается великан Муккара - князь скал. Своим ростом, силой и неуязвимостью Муккара напоминает Святогора. С Муккарой сталкивается нарт Сосрыко, представляющий параллель к нашему Илье Муромцу. Однажды Сосрыко погнал свой скот пастись к Черному морю. В это время он издали заметил, что к нему направляется какой-то человек громадного роста. Это был Тых-Фарт (сын силы) Муккара. Подойдя к Сосрыко, Муккара поздоровался с ним и стал расспрашивать о нартах-богатырях. Сосрыко назвал Муккаре главнейших героев-нартов. Тогда великан попросил Сосрыко показать ему нартские игры. "А вот как у нас играют, - сказал Сосрыко: я сделаю на своей груди пометку и стану поодаль, а ты должен попасть мне стрелой в помеченное на груди место; если я выдержу, это значит хорошо. Или ты станешь, а я буду стрелять?" Муккара согласился стоять и предоставил стрелять нарту. Сосрыко начал пускать стрелы в грудь Муккары; но стрелы, к удивлению нарта, ударяясь о грудь великана, ломались и отскакивали назад. Муккара нашел эту игру пустой. Сосрыко показывает другую игру: он ставит великана у подошвы горы, взбирается сам на гору и скатывает оттуда Муккаре прямо на лоб огромный камень. Камень, ударившись о лоб Муккары, разбился в дребезги. Сосрыко предлагает третью игру: Муккара должен войти в море: когда море замерзнет с верху до низу, то Муккара должен повернуться и разломать лед; если он это сделает, - он настоящий богатырь. Муккара согласился и вошел в воду. Море замерзло. Великан попробовал повернуться, но оказалось, что лед крепко сковал его и не дает ему даже пошевелиться. "Что же мне сделать с тобой?" спросил его Сосрыко. Муккара сказал: "Надул ты меня, нартовец! Ты хочешь убить меня; поэтому ступай к моей жене и возьми в кухне мой кинжал в шерстяном чехле: этим только кинжалом ты убьешь меня". Сосрыко пошел. Одна женщина дала нарту совет - не проронить ни слова, когда он войдет в дом Муккары, иначе кинжал сорвется с гвоздя и вонзится в его грудь. Сосрыко в точности исполнил совет. Он взял кинжал, отправился обратно к Муккаре, убил его и затем женился на его прекрасной вдове. По некоторым вариантам этого эпизода, когда Сосрыко бросился на Муккару с кинжалом, Муккара дунул и отбросил нарта на полдня пути назад. Дуновение напоминает дуновение Святогора, предающего силу младшему богатырю. В кавказских сказаниях действует и "мертвый дух" богатыря. Так, когда ангелы снесли тело Батраза в склеп, Батраз пустил в ангелов свой дух, и шестьдесят ангелов пало. Как Илье Муромцу достается меч-кладенец Святогора, так нарту достается чудный кинжал Муккары. Подобно тому, как Святогор кладет богатырей к себе в карман, так и великаны кавказские кладут людей к себе в карман, в сумку и даже в дупло зуба. Напр., чеченский богатырь Говда, спасаясь от людоедов, встречает слепого великана и просит у него защиты. Великан сжалился над Говдой с сунул его в карман с конем и оружием.

     В) ЭПИЗОД О ЖЕНИТЬБЕ БОГАТЫРЯ
     В татарской сказке "От судьбы не уйдешь" рассказывается следующее. Один молодой царевич однажды на охоте заблудился в лесу и остался там ночевать. Утром он набрел на хижину. В хижине находился дряхлый старик, который читал большую книгу и что-то записывал по временам. Царевич спросил старика, чем это он занимается. Старик ответил, что он записывает в книгу судьбу каждого человека. Царевичу захотелось узнать собственную судьбу. Старик сообщил царевичу, что ему суждено жениться на дочери бедного пастуха, страдающей неизлечимой болезнью. Царевич рассердился на старика и пошел из хижины. Весь день бродил он по лесу. Ночью он увидел огонек и пошел по его направлению. Царевич наткнулся на хижину бедняка. Бедняк предложил ему ночевать в хижине, где у него лежит больная дочь. Царевич изумился и спросил, кто он такой. Бедняк ответил, что он пастух. Догадался царевич, что больная дочь пастуха и есть его невеста, и решился погубить ее. Ночью царевич подошел к девушке и ударил ее в живот кинжалом. Девушка вскрикнула и затем воцарилась мертвая тишина. Царевич положил около девушки мешок с червонцами, тихо вышел из хижины и исчез. Когда пастух с женой вошли утром в комнату своей дочери, они нашли ее совсем здоровой: она страдала водянкой и удар кинжала исцелил ее. Родители в дочерью переселились в город и там купили себе дом. Дочь их стала замечательной красавицей. Однажды царевич увидел ее у крыльца дома. Она понравилась ему, он сделал ей предложение и женился на ней. Скоро открылось, кто она такая. Молодая царевна отправилась однажды с матерью и сестрами царевича в баню. Они заметили у нее глубокий шрам и рассказали об этом царевичу. Царевич расспросил жену, откуда у нее такой шрам. Она рассказала, и царевич понял, что от судьбы своей не уйдешь.
     В этой сказке ясно мотивировано, почему царевич оставил мешок с червонцами, между тем как оставленные 500 рублей Святогором представляется немотивированным.

     Г) ЭПИЗОД О НЕВЕРНОЙ ЖЕНЕ
      Ингушская сказка так передает этот эпизод. Один князь, узнав об измене своей жены, покидает свой дом и вместе со своим верным узденем отправляется бродить по свету. Много ездили они и забрели в глухое место: вокруг на месяц езды не было ни одного человека, ни одного аула. Князь с узденем решили поселиться тут. Вдруг, видят они, недалеко от них человек пашет землю на восьми парах быков; этот человек сам управляет быками, сам держит плуг и вдобавок несет еще на спине громадный сундук. Удивился князь, что это пахарь вместо того, чтобы поставить сундук на землю, таскает его на своей спине. Подъезжает князь с узденем к пахар ю, чтобы расспросить его об этом. Когда они подъехали к нему, пахарь начал распрягать быков. Князь и уздень стали помогать ему. Пока князь и уздень рапрягли по одной паре, пахарь успел распрячь остальные шесть пар. Стали все закусывать, а пахарь все не снимает с плеч сундука. Удивленный князь спрашивает пахаря, что у него в сундуке, и почему он его не снимет. Тогда пахарь рассказал целую историю. Он жил прежде в ауле и был женат. Жена изменила ему. Озлился он на жену, прогнал ее, а сам покинул свой дом. Во время своих скитаний он женился вторично, а чтобы жена не изменила ему, он сделал сундук и посадил ее туда и с тех пор постоянно носит этот сундук за своими плечами. Заинтересовался князь рассказом пахаря и попросил его показать ему свою жену. Пахарь снял сундук, поставил его на землю и открыл. Все остолбенели: в сундуке вместе с женой оказался какой-то молодой человек. Пахарь спросил жену, как она ухитрилась обмануть его. Она объяснила. Однажды в жаркий день быки, мучимые жаждой, побежали. Ее муж оставил сундук в поле и погнался за быками. Скучно стало жене сидеть в сундуке, и она вышла из него. Смотрит - едет молодой человек. Чтобы ей не было скучно, она пригласила его к себе в сундук. С тех пор они вместе живут в сундуке. Тогда пахарь обращается к князю со словами: "Видишь князь, я ли не караулил свою жену, а оказалось, что я двух носил в ящике вместо одной жены". Обманутые мужья поняли, что, сколько ни карауль жену, все таки не уследишь, и решили вернуться к своим прежним женам.
     Эта сказка будучи очень сходной с былиной о жене Святогора, в то же время объясняет, почему герой носит жену в сундуке или ящике.

ОТРАЖЕНИЕ БИБЛЕЙСКО-АПОКРИФИЧЕСКИХ СКАЗАНИЙ.
      На сложение былин о Святогоре и Самсоне повлияли и сказания библейско-апокрифические. Образ богатыря Самсона (по еврейским сказаниям, одно расстояние между плечами у этого великана равнялось 60 локтям), так же, как самое имя, несомненно заимствованно нашими певцами-поэтами из этого источника, и затем черты этого богатыря и некоторые эпизоды из его жизни были перенесены на Святогора.

     А) ОСТРИЖЕНИЕ ВОЛОС
     Апокрифические сказания о Самсоне проникли к нам вместе с "Исторической Палеей". Былины о Самсоне воспроизводят именно эти сказания, отличающиеся от того, что известно нам о Самсоне из Библии. Так, по Библии, Самсон - назарей, который не пьет вина. Жена его Далила остригает волосы Самсона во время его сна. По "Исторической Палее" Самсон не слушался своей матери и стал пьянствовать с иноплеменниками: пьяного Самсона и остригла Далила.

     Б) СМЕРТЬ САМСОНА
     Рассказ "Исторической Палеи" о смерти Самсона отличается от библейского. По Библии, филистимские правители собрались в храме принести жертву Дагону и повеселиться. В разгаре веселья они призвали из тюрьмы Самсона, чтобы он развеселил их. Самсон попросил отрока, который вел его, подвести его к столбам, на которых утверждалось здание, чтобы прислониться к ним. Он ухватился руками за два средних столба и потряс их. Здание разрушилось и погребло под своими развалинами и филистимлян и Самсона. По "Исторической Палее" дело происходит иначе. Жена Самсона пирует с любовником своим и гостями в палате, построенной Самсоном. Палата была построена так хитро, что держалась на одном столбе. К этому времени у Самсона успели снова вырасти волосы. Самсон просит отрока, прислуживавашего ему, подвести его к столбу, на котором держалась палата, и потрясает его; здание разрушается и губит пировавших и Самсона. В былине воспроизведен именно этот рассказ.

     В) ХВАСТОВСТВО БОГАТЫРЯ И ПОДНИМАНИЕ СУМОЧЕК

     Ни в Библии, ни в "Исторической Палее" нет упоминаний о хвастовстве Самсона и о поднимании сумочек. Но, по-видимому, существовали какие-то апокрифические сказания о Самсоне, в некоторых было кое-что и об этом, по крайней мере, о хвастовстве Самсона. В Библии сообщается, что Самсон, поразив ослиной челюстью тысячу человек, сказал: "Челюстью ослиной толпу, две толпы, челюстью ослиной убил я тысячу человек". Затем Библия рассказывает, что Самсон почувствовал сильную жажду; воды нигде не оказывалось. Тогда Самсон сказал: "Ты соделал рукой раба твоего великое спасение сие; а теперь умру я от жажды и попаду в руки необрезанных". Совершается чудо: Бон производит источник воды и Самсон удовлетворяет свою жажду. (...)

     Г) ЖЕНИТЬБА САМСОНА И ГИБЕЛЬ ЕГО ОТ ЖЕНЫ

     В Библии рассказывается, что Самсон до своего знакомства с Далилой женился на какой-то филистимлянке. Родители Самсона были против этого брака с иностранкой. По этому поводу Библия делает следующее замечание: "Отец его и мать не знали, что это - от Господа, и что он ищет случая отомстить филистимлянам". Таким образом, первый брак Самсона представлен решенным свыше, фатальным для Самсона. Эта фатальность и неизбежность брака изображаются и в былинах о женитьбе Святогора-Самсона на девушке из Поморского царства, причем, весьма возможно, что неверие филистимлянки (язычницы) - своего рода душевная болезнь - превратилось в русских сказаниях в физическую болезнь невесты.

     Д) ПРИМЕРИВАНИЕ ГРОБА

      В еврейско-мусульманских сказаниях об Аароне встречается эпизод о примеривании гроба. Моисею явился ангел, который велел ему отправиться на вершину горы, они нашли пещеру, в которой стоял гроб с надписью: "Я назначен для того, кому буду в пору". Сначала лег Моисей, но гроб оказался для него мал. Лег тогда Аарон. Гроб оказался в пору. Аарон умер.

     Е) ПОДНИМАНИЕ ТЯЖЕЛЫХ ПРЕДМЕТОВ

     В Талмуде рассказывается об Александре следующее. Александр достиг берегов реки, текущей из рая, и добрался до рая. Он потребовал, чтобы ему открыли ворота. Но это ему ответили, что это - ворота Господа и в них войдут праведные. Александр сказал, что он - высокочтимый царь, и просил дать ему что-нибудь. Ему дали мертвую голову. Он взял ее с собой и положил на одну чашку весов, а на другую все золото и серебро, какое у него было: мертвая голова оказалась тяжелее золота и серебра. Александр спросил у раввинов, что это такое. Они объяснили ему: мертвая голова означает, что глаз человека ненасытен. Александр попросил у раввинов доказательства тому, что они говорят. Тогда они взяли горсть золота и насыпали на мертвую голову: золото и серебро тотчас оказались тяжелее головы.
     С подниманием тяжелых предметов мы встречаемся и в сказаниях о св. Христофоре. Христофор, хананеянин, был кинокефал, т.е. имел собачью голову. Он был необыкновенно высок ростом, именно 12 локтей, и имел страшный вид. Ему пришло на ум отыскать самого могущественного властителя в мире. Ему указали на одного царя. Христофор поступил к нему на службу. Однажды он заметил, что царь испытывал страх, когда был упомянут дьявол. Понял Христофор, что дьявол могущественнее царя, и поступил к нему на службу. Оказалось, однако, что и дьявол испытывает страх перед Христом. Христофор решил отыскать Христа и поступить к нему на службу. По совету одного пустынника, Христофор поселился на берегу реки и, чтобы угодить Христу, стал переносить желающих через реку. Однажды Христофор, отдыхая в своей хижине, услышал детский голос: "Выйди, Христофор, и перенеси меня". Христофор вышел, поднял мальчика на плечи, взял свой посох и вошел в реку. Вдруг вода в реке стала подниматься, а мальчик стал тяжел, как свинец. Чем дальше подвигался Христофор, тем вода становилась выше, а мальчик тяжелее. Христофором овладела тревога. Наконец, ему удалось дойти до другого берега реки. Христофор снял с себя мальчика и сказал ему: "Дитя, ты подвергал меня большой опасности: ты был так тяжел, что, если бы я поднял весь мир, то едва ли бы почувствовал большую тяжесть". Мальчик ему сказал: "Не удивляйся, Христофор: ты нес на себе не только весь мир, но и того, кто сотворил мир. Я - царь Христос".
     В стихотворном описании изображения св. Христофора (в Аугсбурге) есть любопытные дополнения к только что приведенному сказанию: у Христофора, бредущего по воде с мальчиком на плечах, на руках - громадная дубина, а за плечами висит сума.