<< РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА    Russian literature

<<< стр.2  ГЛАВНЫЕ БОГАТЫРИ   стр.4>>>


Вольга

КОММЕНТАРИИ К БЫЛИНАМ О ВОЛЬГЕ СВЯТОСЛАВОВИЧЕ И МИКУЛЕ СЕЛЯНИНОВИЧЕ

     Вольга Святославович и Волх Всеславьевич - одно и то же лицо. Это видно из того, что о рождении и воспитании Волги и Волха былины рассказывают одинаково. Имя Вольга филологически связано с литературной формой - Олег, а имя Волх связано с литературным - волхв. Исторически образ былинного Вольги, повидимому, восходит к великому князю Олегу, княжившему после Рюрика. Данное былинами Олегу имя Волх соответствует летописному эпитету Олега - вещий ("и прозваша Олега вещий") и указывает на "хитрость-мудрость" Олега, его оборотничество.
     В былинах о Вольге-Волхе интересны три эпизода из жизни этого богатыря:

1) чудесное рождение богатыря,
2) поход на Индейское царство (в Турец-землю) и
3) встречу с чудесным пахарем, превзошедшим Вольгу-Волха в "хитростях-мудростях".

ЧУДЕСНОЕ РОЖДЕНИЕ ВОЛЬГИ-ВОЛХА
      Олег, родственник Рюрика, первоначально был князем новгородским. В Новгород Олег, вероятно, приехал вместе с Рюриком. Как варяг, проявивший большие способности и дарования впоследствии, когда он стал уже русским князем, Олег должен был обратить на себя внимание уже в Новгороде. Уже там о нем должны были сложиться предания, которые затем, вместе с дружиною Олега, занесены были в Киев.
     В те времена на таких даровитых организаторов, как Олег, смотрели, как на существа особые, одаренные свыше. Потомки почитали их, как богов, и приписывали им божественное, сверхъестественное происхождение. Такое сверхъестественное происхождние символизируется, как происхождение от змея. В Греции было очень распространено убеждение в происхождении некоторых людей от змея, причем такое происхождение понималось не в аллегорическом смысле, а в буквальном. Следы такого убеждения заметны, напр., в сказаниях о происхождении Александра Македонского. О зачатии Александра Македонского в одном хронографе рассказывается следующее: "Неплодная Алимпиада призвала Нефтанава (египетского волхва) и вопрошала о житии своем и чадородии еже от Филиппа царя. Нефтанав, прельщенный красотой царицы, отвечал: родиши Филиппу сына, но не от него зачнеши; приидет бо ти Аммон, бог Ливийский и от того зачнеши; ты же буди готова ему на царской постели, преже бо явитися во сне во образе змеином и потом тем же образом и яве приидет к тебе, и быв с тобою, паки во образе орла великаго преложится и изыдет от тебе. Се же изрече ей и отыде от нея. Ей же спящу обратися Нефтанав-волхв во образе змиин, и бысть с нею и зачат Александра. Яви же ся Нефтанав и Филиппу царю во сне и изрече ему, еже Алимпиада от Аммона, бога Ливийского, зачала сына. Потом же Филипп прииде в дом свой и виде Алимпиаду жену свою чревату, и не верова о том, еже от Аммона бога зачат, и сотворил Филипп вечерю на воевод своих. Егда же веселяшеся Филипп с гостьми своими, Нефтанав же обращься в образ змия великаго, и вниде пред всеми гостьми в палату цареву; вси же видевше, устрашишася, царица же Алимпиада даст руку змию, змий взыде и ляже на лоно ея, и целова ея, и паки пред всеми превращься во образе орла великаго, и излете из палаты вон. Филипп же ят веры, еже от Аммона, бога Ливийского, во чреве Алимпиады зачатое". С принятием христианства языческих богов стали приравнивать к бесам п дьяволу христианского миропонимания. Соответственно этому происхождение предков-организаторов от богов толкуется в преданиях, как происхождение их от бесов и дьявола; а так как символом дбявола по еврейско-христианскому воззрению является змей, самый мудрый из зверей, то потомки-христиане происхождение героя от богов толкуют, как происхождение от змея.
     Такое именно происхождение приписывается былиной Вольге-Волху. Вера в такое происхождение должна была поддерживаться теми рассказами о способностях Олега в юности, которые были занесены в Новгород варягами. Это соображение может быть потверждено следующими данными. Некоторыми подробностями своими былины о Вольге-Волхе напоминают старо-немецкие предания об Ортните, отцом которого был демон Альберих. С другой стороны, летописное предание о смерти Олега тождественно с одним эпизодом из саги об Орвар-Одде, а эти саги родственны поэме "Ортнит". Из этого можно заключить, что предания о чудесном происхождении Вольги-Волха могли возникнуть еще на родине Олена, в Скандинавии, и уже оттуда попасть вместе с дружиной Рюрика в Новгород.
     В Новгороде существовало предание о Волхе, дошедшее до нас в изложении книжника. Содержание его следующее. У Словена был сын Волх. От него получила свое название река Волхов, называвшаяся прежде Мутною. Волх был "бесоугодный чародей, лют в людях; бесовскими ухищрениями и мечтами превращался в различные образы и в лютого зверя крокодила; и залегал в той реке Волхове водный путь тем, которые ему не поклонялись: одних пожирал, других потоплял. А невежественный народ тогда почитал его за бога и называл Громом или Перуном. И поставил этот чародей ночных ради мечтаний и собрания бесовскгог городок малый на некотором месте, зововом Перыня, где и кумир Перуна стоял. И баснословят о нем невежды, говоря: в боги сел. И был этот окаянный чародей удавлен от бесов в реке Волхове; и мечтаниями бесовскими несено было тело его вверх по той реке и извержено на берег против Волховского городка, что ныне зовется Перыня. И со многим плачем от невежд тут был погребен, с великою тризною поганскою, и могилу ссыпали над ним высокую по обычаю язычников. И по трех днях после того тризнища прослезилася земля и пожрала мерзкое тело крокодилово, и могила просыпалась над ним на дно адское: иже и до ныне яко же поведает знак ямы тоя стоит не наполняяся". Это предание, искаженное в передаче книжника, является доказательством того, что в Новгородской области возникло сказание о каком-то чародее, поразившем население своим оборотничеством и имевшем вид змея (в толковании книжника - крокодила). Повидимому, в этом предании мы находим отголоски сказаний о новгородских волхвах вообще и, может быть, в числе их и об Олеге. Эти сказания, вероятно, в свою очередь осложнялись христианским преданием о Симоне-волхве, известном нам по "Деяниям", апостольским и их апокрифов. По этому преданию, Симон-волхв был великий чародей: он бросался в огонь и оставался невредимым, летал по воздуху, показывал какие-то тени, которые он называл душами умерших, приводил в движение статуи и другие предметы, принимал вид разных зверей, в том числе вид змея. Апостол Петр встретился с Симоном в Риме. Симон заявил, что он, подобно Христу, вознесется на небо. И действительно, демоны подняли Симона на воздух. Апостол обратился к Богу с молитвой. Демоны должны были отступить от Симона. Симон упал и убился. Мерзкое тело Симона зарыто было на том месте, где он расшибся. Вероятно, новгородское предание и дало Вольге имя Волх.