<< ОГЛАВЛЕНИЕ   Russian literature
БЫЛИНЫ

ПРИЕМЫ БЫЛИННОГО ТВОРЧЕСТВА

     Приемы былинного творчества - двоякого рода: часть этих приемов однородна с приемами, употребляемыми в устной лирике, другая часть представляет особенность только былевого творчества.
     С точки зрения анимистического мировоззрения природа - общество живых людей. Это общество интересуется делами людей, радуется их удачам. Когда рождается могучий богатырь, природа откликается на это событие необыкновенными явлениями: при рождении Вольки-Волха "подрожала сыра земля, стряслося славно царство Индейское, а и сине море сколебалося...Рыба пошла в морскую глубину, птица полетела высоко в небеса, туры да олени за горы пошли, зайцы, лисицы по чащицам, а волки, медведи по ельникам, соболи, куницы по островам". Когда богатырь спит, прохлаждается и над собой невзгодушки не чует, конь будит его и человеческим языком предостерегает. При нашествии Килина-царя Днепр перестает течь по старому: посредине его видна струичка кровавая. Днепр перестает течь по старому и в былинах о Сухмане, когда явилась сила татарская: вода с песком в нем помутилась; днем сила мостит на Днепре мосты калиновые, а ночью Днепр из повыроет.

     В связи с анимистическим мировоззрением находится вера в судьбу, в предопределение. Илье предсказано, что ему смерть на бою не писана, и он этому верит; Святогору предсказано было, что он женится на девушке, которая тридцать лет в гноище лежала, и это предсказание исполняется.

     Иногда предстоящая человеку судьба открывается в вещем сне. Царь Турецкой земли (Индейской) беседует со своей царицей Панталовной: "Ай же ты, царица Панталовна! А ты знаешь ли про то, ведаешь? На Руси то трава растет не по-старому, цветы цветут не по-прежнему... А видно Вольги живого нет...". Отвечает ему царица: "Ай же ты, царь Турец-сантал! А я знаю про то, ведаю: на Руси трава все растет по-старому, цветы-то цветут по-прежнему. А ночесь спалось, во снях виделось: быв спод восточныя спод сторонушки налетала птица малая пташица, а спод западной спод сторонушки налетала птица черный ворон; слеталися они в чистом поле, промежду собой подиралися; малая птица пташица черного ворона повыклевала и по перышку она повыщипывала, а на ветер все повыпускала. То есть Вольга сударь Буслаевич, а что черный ворон - Турец-Сантал". Сон исполняется: Вольга завоевывает Турецкую землю и убивает Турец-сантала.
     В связи с анимистическим мировоззрением находится и вера в силу заговоров. В былинах о Добрыне и Марине изображается, как Марина заговаривает следы Добрынюшкины. Илья Муромецв былинах о Калине-царе пускает к своему крестному батюшке стрелу, заговорив ее предварительно. Иван Годинович, привязанный к сырому дубу, молит, чтобы стрела, которую татарин-соперник собирался пустить в малых голубей, пала не на воду и не на землю, а воротилась татарину во белу грудь; по словам Ивана Годиновича и случается.


ПАРАЛЛЕЛИЗМ

     Анимистическое мировоззрение породило один из важнейших приемов устного творчества, общий для общенародной лирики и княжеско-дружинного эпоса, именно параллелизм в различных его видах.

  • ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ.
    Примеры: "Закатилось красное солнышко за горушки высокие, за моря широкие, рассаждалися звезды частые по светлу небу, - нарождался Вольга сударь Буслаевич на свяой Руси", "Тут заря зарумянилась, белые облака закудрявились, - выезжает на поле на зеленое Дюк Степанович на добром коне".

  • ПАРАЛЛЕЛИЗМ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ
    Примеры: "Не пыль в поле пылится, не туман с моря подымается, не грозная туча накатается, не из той тучи молонья сверкает, - подымалась силушка зла-неверная Калина-царя, Тугарина", "Да и не дождь дождит, да и то не гром гремит, а и не гром гремит, да шум велик идет, - налетела на молодого Добрынюшку змея", "Не сырой дуб к земле клонится, не бумажные листочки расстилаются, - расстилается сын перед батюшкой", "Не заюшко в чистом поле выскакивал, не горностаюшка выплясывал, - выезжал там добрый молодец Михайло Потык сын Иванович".

  • ПАРАЛЛЕЛИЗМ СИМВОЛИСТИЧЕСКИЙ
    Пример: "Едет Алеша пьян, шатается, к седельной луке приклоняется. Завидел Алешу Илья Муромец: Говорил я тебе, Алеша, накаывал - не пей ты зелена вина, не ешь сладки кушанья. Отвечает Алеша Илье Муромцу: Рад бы я не пить зелена вина, не есть сладки кушанья - напоил меня добрый молодец допьяна, накормил меня до сыта той шелепугой подорожною" (пир, как символ битвы).

  • СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ
    Примеры: "Царь Афромеевич чистые поля туром проскакал, темные леса соболем пробежал, быстрые реки соколом перелетал", "Тугарин почернел, как осенняя ночь, Алеша Попович стал, как светел месяц", "У него голова, как сена копна, у него глаза, как пивны ковши", "А и конь ли под ним как бы лютый зверь, он сам на коне, как ясен сокол".

    Приемы былевого тврчества сходны с соответствующими приемами устной лирики в употреблении эпитетов, тавтологий и повторений.

ЭПИТЕТЫ

     Примеры: "матушка святая Русь", "стольный Киев-град", "Владимир стольно-киевский, славный, ласковый князь, красное солнышко; эпитеты Ильи: "старый казак", " старая старейшина", "стар - матер человек"; "тихий Дон, Дунай", "смелый, славный Алеша", "молодой Добрыня"; эпитеты Калина: "царь", "злодей", "безбожный", "вор", "змей"; Идолище - "поганое", "проклятое", "великое", "жидовское"; татарин "поганый"; Тугарин "молодой", "богатырь удалый", "собака"; богатыри "славные", "сильные", "могучие", "святорусские", "удаленький добрый молодец", "удача добрый молодец"; "седелышко черкасское", "подпруги шелковые"; "тугой лук разрывчатый", "калена стрела", "тетива шелковая"; "дорога прямоезжая", "славное раздольице чисто поле"; "сырой дуб, кряковистый, матер"; "подворотенки дорог рыбий зуб", "крылечко крутое переное", "окошечко косящатое", "кирпичен пол", "гусельки яровчаты".
     Некоторые эпитеты до такой степени связаны с определяемым словом, что иногда употребляются с нашей точки зрения неуместно. Например: Калин-царь, отправляя своего посла в Киев, говорит ему : "Ай же ты поганый татарищо!.. Снеси-ка ты писемышко ко князю Владимиру". Явившись в Киев, посол Калина-царя говорит Владимиру: "Очищай-ко ты все улички стрелецкие, все великие дворы да княженецкие, по всему то городу по Киеву; а по всем то переулкам княженецким наставь сладких хмельных напиточек, чтобы стояли бочка о бочку, близко по близку; чтобы было у чего стоять собак царю Калину со своими войсками со великими в твоем во городе во Киеве"; эпитет "ласкаовый" применяется к Владимиру и тогда, когда Владимир приказывает посадит Илью в глубокий погреб и поморить смертью голодной.


ТАВТОЛОГИИ
     Примеры: "рать сила великая", "талан-участь", "без бою, без драки-кроволития, "там на тую пору, на то времячко", "сослужи-тко эту служобку великую", "еще спит Илья да и не пробудится", "а не мало дело-то, великое", "прямой дорогой, не окольноей".


ПОВТОРЕНИЯ
     Примеры: "там повыправьте-тко дани-выходы за двенадцать лет да с половиною", "кто бы нам сказал про старое, про бывалое, про того Илью про Муромца", "калика эта старая, эта калика да седатая, седатая калика да плешатая".
     Иногда в былинах повторяются целые строфы ("эпические повторений"). Так, в одной былине о Михаиле Потоке, где рассказывается о поручениях, даваемых Владимиром трем богатырям - Илье, Добрыне и Потоку, каждый богатырь в ответ Владимиру целиком повторяет данное поручение: "Ах ты, солнышко Владимир стольно-киевский, - отвечает Илья: отправляй-ко ты меня да в большу землю, в большу ту землю да в Камену орду; там повыправлю да дани-выходы за двенадцать лет да за тринадцать лет, за тринадцать лет да с половиною". Также отвечает Добрыня и Поток.


     Сходясь в основных приемах творчества с общенародной устной лирикой, былины имеют и свои особенности. К последним относятся:

  • прибаутки, которыми нередко начинаются или заканчиваются былины,
  • заключение

    ПРИБАУТКИ
         Прибауткой называется художественный прием, состоящий в том, что певец, прежде чем начать свою песню, подготовляет внимание своих слушателей какой-нибудь широкой картиной природы. Прибаута может быть серьезной и шутливой. Пример серьезной прибаутки (в начале былины о Добрыне и Алеше): "Из-под белыя березы кудреватыя, из-под чудна креста Леванидова, из-под святых мощей, из-под Борисовых, из-под белого латыря-камня тут повышла-повыбежала, выбегала-вылегала матка-Волга река, широка матка-Волга под Казань прошла, пошире того под Вастрахань. Она много матка-Волга в себе рек побрала, побольше того она ручьев пожрала, давала плеса она Далинские, а горы-годы Сорочинские, а место-то шла она три тысячи, а выпала Волга в море Черное, да устьев пустила ровно семьдесят, широк перевоз да под Новым-градом. Да все это, братцы, не сказочка, а все это, братцы, прибауточка".
         Пример шутливой прибаутки в конце былины ("Василий Игнатьевич и Батыга"): "Ай чистыя поля ко Опскову, а широки раздольица ко Киеву, а высокие-то горы Сорочинские, а церковно-то строенье в каменной Москвы, колокольней-от звон да в Нове-городе, ай тертые калачики Валдайские, ай щапливы щеголивы в Ярослави городи, дещевы поцелуи в Белозерской стороне, а и сладки напитки во Питери, а мхи-ты болота ко синю морю, щелье-каменье ко сиверику, а широки подолы пудожаночки, ай дублены сарафаны по Онеги по реке, толстобрюхие бабенки Ламшозерочки, ай пучеглазые бабенки пошезерочки, а Дунай, Дунай, Дунай, да боле петь вперед не знай".

    ЗАЧИН
         За прибауткой, если она имеется в начале былины, идет уже собственно зачин, т.е. начало самой былины. Наиболее простые зачины состоят в обращении к предмету, о котором будет идти речь в былине. Напр.: "Кто бы нам сказал про старое, про бывалое, про того Илью про Муромца". Но обыкновенно зачином служит указание на местность, в которой происходит действие былины: Киев, Муром, Волынец, Галич, застава; затем следует изображение пира у Владимира. Примеры: "Во стольном во городе во Киеве у честной вдовы Офимьи Александровны, а был то единый сын Добрынющка Микитич", "Ай у солнышка да у Владимира пированьицо было по третий день", "В славном было городе во Муроме, по большом селе, Корочарове, не гром гремит, не стук стучит, говорит тут Илюшка своему батюшке".
         Иногда зачин состоит из положительного или отрицательного параллелизма. Примеры: "Закатилось красное солнышко за лесушки за темные, за моря за широкие, рассаждалися звезды частые по светлу небу, - порождался Вольга сударь Буслаевич на святой Руси", "Не белый кречеток выпархивал, не ясен соколичек вылетывал, - выезжал удал дородный добрый молгодец, по прозванию Чурилушко, сын Пленкович".
         Иногда зачин представляет широкую символическую картину. Примером может служить зачин былины "Василий Игнатьевич и Батыга": "Как из далеча было из чиста поля, из-под белыя березки кудреватыя, из-под того ли спод кустичка ракитова, ай выходила-то турица златорогая, и выходила то турица со турятами, ай расходилися туры да во чистом поле... Ай случилося турам да мимо Киев града идти. Они видели над Киевом дивынм дивно, они видели над Киевом чудным чудно: выходила девица, слезно плакала; она книгу читала Евангелью, а и не столько читала, вдвое плакала. Соходились туры со родной матушкой". Туры рассказывают матушке, что они видели над Киевом. Матушка говорит им: "Ай вы глупы, туры-ты малы детушки! Не девица выходила, слезно плакала, ай не книгу читала не Евангелью, - тут плакала стена городовая; она сведала над Киевом невзгодушку: наехал князь Батыга Батыгович...".

    СТЕРЕОТИПНЫЕ ОПИСАНИЯ И КАРТИНЫ
         Былинные певцы-поэты выработали ряд описаний и картин того или другого предмета или действия. Эти описания и картины сделались постоянными, стереотипными для определенных предметов и действий. Вот примеры некоторых описаний и картин:

    • Cедлание коня богатырем: "Он добра коня заседлывает, на коня накладает потничек, потничек то он кладет шелковенький, а на потничек - подпотничек, на потничек седелышко черкасское, черкасское седелышко недержано, подтягивал двенадцать тугих подпругов, тринадцатый для-ради крепости, чтобы в чистом поле конь спод седла не выскочил, добра молодца в поле не выронил; а стремяночки подкладывал булатные, пряжечки то красна золота, да не для красы-угожества, ради крепости все богатырскоей: шелковы подпруги тянутся - не рвутся, да булат железо гнется - не ломается, пряжечки то красна золота, они мокнут да не ржавеют. И садится на добра коня: видели добра молодца сядучи, да не видели удалого поедучи".

    • Скачка богатыря: "Скакал он выше леса стоячего, чуть пониже облака ходячего, с горы на гору перескакивал, реки-озера перескакивал, широки-раздолья промеж ног пущал".

    • Ловкость молодца в чистом поле: "А кидает он палицу булатную под облако под ходячее; одной рукой подхватывает, как пером лебединым поигрывает".

    • Стреляние из лука: "Вынимал он из налучна тугой лук, из колчана вынимал калену стрелу, и берет он тугой лук в руку левую, калену стрелу во правую, накладывает стрелочку каленую на тетивочку шелковую; натянул он тугой лук за ухо, калену стрелу семи четвертей: заскрипели полосы булатные, и завыли рога у туга лука, спела тетивочка шелковая, полетела стрелочка каленая".

    • Приезд богатыря: Богатырь "привязывает добра коня у того ли столба точеного, у того кольца золоченого, заходит в палаты белокаменны, крест кладет да по писаному, поклон ведет да по ученому, бьет челом да поклоняется на все на четыре на стороны (такому-то) в особицу".

    • Вопросы неизвестоному приезжему богатырю: "Ты откудова, удалый добрый молодец, ты коей земли, коей орды, коего отца, матери, как тебя по имени зовут, нарекают по изотчине"?

    • Похвальба на пиру: "Все то на пиру напивалися, все на честном наедалися, все на пиру порасхвастались: иной хвастает городами с пригородами, иной хвастает золотой казной, иной хвастает добрым конем, разумный хвалится родной матушкой, безумный хвастает молодой женой".

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
         Заключение былины состоит обыкновенно из двух-трех стихов, в которых, выражается значение данной былины или ее общее впечатление, или провозглашается богатырю слава. Примеры: "Это - первая поездка Ильи Муромца, а по тыих мест поедка да кончается", "Синему морю да на тишину, всем добрым же людям на послушание", "Только той Соловнику славу поют, а Ильина-то слава не минуется, отныне-то век по веку поют его Ильюшенку".