<< РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА    Russian literature

   Page 1 Стр 1    2    3    4    5    6    7

НЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПЕВЦЫ-ПОЭТЫ
     Лиро-эпические песни слагались первоначально среди правящего княжеско-дружинного класса населения, из которого в выдающиеся моменты жизни выделялись лица с поэтическими дарованиями. В летописи по поводу пойны 1149 г. сообщается, что "мужи отьни (отцовские, т.е. дружинники) похвалу ему (Андрею Боголюбскому) даша велику, зане мужьскы сотвори паче бывших всих ту". Дружинники Андрея воздали своему князю "великую похвалу", вероятно, в форме лиро-эпической песни. Выше отмечено было свидетельство из летописи Длугоша о том, что дружинники прославляли после победы Мстислава Мстиславича Удалого. Непрофессиональным певцом-дружинником был, по-видимому, автор "Слова о полку Игореве".






Вещий Боян

    Доказательства существования у нас непрофессиональных певцов-поэтов, выделявшихся из княжеско-дружинного класса населения, мы находим и в нашем былевом эпосе. О Добрыне, который был знатного происхождения, рассказывается, что переодевшись в костюм профессионального певца-скомороха, чтобы не быть узнанным, он явился на свадебный пир. Он играл и пел так искусно, что затмил всех профессиональных певцов-скоморохов, присутствовавших на пиру: "Эдакой игры на свете не слыхано, на белом игры не видано". Из другой старины о Добрыне видно, что Добрыня славился своей игрой на гуслях и до появления на свадебном пиру скомороха; когда Добрыня заиграл на свадебном пиру и запел песню, то все цари и царевичи, короли и королевичи удивились игре: до сих пор среди гусельщиков-специалистов не находилось соперника Добрыне, а теперь нашелся "молодой гусельщичок - ен не хуже да Добрыни добра-молодца". Другой дружинник боярин Ставр Годинович был также "мастер играть в гусли яровчаты". Искусством играть на гуслях отличается и богатый знатный гость Соловей Будимирович, приехавший в Киев из заморского города Леденца на своих кораблях. О нем говорится, что он своей игрой увеселяет или свою матушку, или себя самого с дружиной: "Поет песни и гусли играет млад Соловей сын Будмирович". "Тут-то в терему скачут-пляшут, песни поют, в гусли наигрывают, тут-то млад Соловей сын Будимирович со своей дружинушкой хороброей; он сидит Соловей на стуле черленоем, на черленоем стуле, золоченоем, играет молодец, забавляется со своими дружинами хоробрыми."

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПЕВЦЫ-ПОЭТЫ
     Усложнение русской жизни в связи с развитием разделения труда должно было повести к выделению и обособлению певцов-слагателей в особый профессиональный класс. Возникновение многочисленных княжеских дворов в главных и второстепенных городах, размножение класса дружинников, бояр, богатых гостей создали большой спрос на певцов-поэтов, которые во всякую минуту могли бы увеселить наш правящий класс. Вследствии этого из дружинного класса населения, а затем и из других классов стали выделяться профессиональные певцы-поэты, которые находили себе всегда радушный прием у князей, бояр, богатых гостей и т.д. и за свою игру и пение получали богатые подарки. По-видимому, о таком именно профессиональном певце-поэте сообщается в Ипатьевской летописи под 1240 г.: "Словутьного певца Митусу, древле за гордость не восхотеша служить князю Данилу, раздраного, аки связаного, приведоша". Но особенно драгоценные указания на тип профессионального певца-поэта мы находим в "Слове о полку Игореве". Действительно ли существовал какой-нибудь певец-поэт с именем Боян, или это имя в устах автора "Слова" было нарицательным (от слова "баяти") для обозначения профессионального певца-поэта, во всяком случае в лице вещего Бояна мы имеем тип певца эпохи XI-го века. С какими же чертами является древнерусский профессиональный поэт-певец?

  • Во-первых, древнерусский певец-поэт имеет значение высокое, полубожественное: он - внук Велеса, он - вещий песнотворец; его игра на гуслях и пение по своей очаровательности подобны пению соловья. Автор "Слова о полку Игореве" иногда сожалеет, что певцом похода Игорева не был вещий Боян.
  • Во-вторых, профессиональный певец-поэт отличается разносторонностью; слагая свою песню, он вносит в нее эпизоды из событий, происшедших в самых разнообразных местностях родной и чужой стороны: он растекается мыслью по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками, он рыщет чрез поля и горы
  • В-третьих, профессиональный певец воспевает по преимуществу старое время: он - соловей старого времени; даже воспевая своих современников, профессиональный певец-поэт сплетает с современными событиями чудесные события минувшего прошлого, восходя при этом до древнейших времен, до Трояновых веков.
  • В-четвертых, профессиональный певец вводит в свою песню "припевки", т.е. остроумные меткие изречения, касающиеся воспеваемых лиц и событий. Такова, напр., "припевка" Бояна про князя Всеслава Полоцкого: "ни хытру, ни горазду, ни птицею горозду, суда Божия не минути"; такова и другая его припевка: "тяжко ти голове кроме плечю; зло ти телу кроме головы".
  • В-пятых, задача профессионального певца-поэта состоит в величании и прославлении князей.

  • Таков тип древнерусского профессионального певца-поэта в изображении автора "Слова о полку Игореве".