<< РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА    Russian literature

   Page 5 Стр 1    2    3    4    5    6    7

СУДЬБА КИЕВСКОГО КНЯЖЕСКО-ДРУЖИННОГО ЭПОСА

      Если большинство киевских былин создано на юге, то возникают следующие вопросы: почему эти былины не сохранились в южной Руси, как они попали в северную Русь и почему они сохранились до настоящего времени в таких глухих местностях, как Олонецкая и Архангельская губ. и Сибирь?
     С исторической точки зрения былина представляет поэтическое отражение действительно происшедшего события. Такая былина поется до тех пор, пока в той местности, где она возникла, не наступит новое событие, поглощающее все внимание современников, в том числе и поэтов. Тогда возникает новая былина, вытесняющая в большей или меньшей степени старую былину. Если в местах, послуживших центрами былевого творчества, беспрерывно совершаются важные исторические события, постепенно вытесняющие из памяти населения старые события, то и поэтические произведения, связанные с стариной, постепенно вытесняются новыми. Именно это обстоятельство произошло с Киевской Русью. Последняя была ареной, где история круто изменяла свое течение, порождая всякий раз новую цепь событий, не похожую на все то, что совершалось до этих крутых изменений. Так, после татарского нашествия разоренная южная Русь попадает под власть Литвы, и для южной Руси начинается новый период исторической жизни, не похожий на тот, который был ею пережит с половины IX в. и до половины XIII в. Новый период в истории южной Руси наступает во второй половине XVI в., когда она попадает под непосредственную власть Польши, и когда она, выделив казачество, вынуждена бороться на два фронта - против Польши и татар и турок. События, разыгравшиеся во время этой героической борьбы с конца XVI в. и до половины XVII в., были настолько грандиозны, что должны были почти совершенно изгладить в населении память о древних событиях: новые события породили новое поэтическое творчество, вытеснившее старое (...).
      Вопрос о том, как киевский былевой эпос попал в северную Русь, объясняется очень просто. Он мог попасть туда двумя путями: вверх по Днепру в Новгородскую область и по тому проезжему пути, который прокладывался в первой половине XII в. в Ростово-Суздальский край. Особенно большое значение в перенесении киевского эпоса на север должен был иметь последний путь: по этому пути двигалась волна эмиграции из Киевской Руси; ростово-суздальские князья поощряли эту эмиграцию и стремились из своей области создать страну не уступающую в культурном отношении Киевской Руси; вместе с южнорусским населением сюда в Ростово-Суздальский край должны были являться и скоморохи со своим репертуаром былевых песен. Так киевский былевой эпос вместе с эмигрантами, двигался на север, и здесь на севере, вдали от его родины, он лучше мог сохраниться, чем там: с ним были связаны воспоминания о дорогой родине, воспоминания, которые свято хранятся эмигрантами.
     Что касается третьего вопроса, почему киевский эпос сохранился до наших дней в таких глухих местностях, как Олонецкий край, Архангельская губерния и Сибирь, то на него история отвечает так. В Ростово-Суздальской области совершается ряд великих событий, из которых на первое место надо поставить возвышение Москвы, объединение уделов, победоносную борьбу с татарами. Эти события, порождавшие новое устное творчество, должны были ослабить интерес к киевскому былевому эпосу. Такова основная причина, почему киевский былевой эпос или совсем не сохранился, или слабо сохранился в районе Ростово-Суздальской области. На ряду с этой причиной действовала другая, не менее важная. К XV в. количество скоморохов достигло больших размеров. Скоморохи образовывали ватаги в количестве 60-100 человек каждая. Эти ватаги бродили по городам, деревням, селам, показывая свое искусство. Вместе в тем скоморохи, пользуясь своей численностью, позволяли себе совершать над населением насилия, грабежи. В "Стоглаве" так описываются похождения скоморохов: "Да по дальним странам ходят скоморохи, совокупясь ватагами многими до шестидесяти и до семидесяти и до ста человек и по деревням у крестьян сильно (насильно) ядят и пиют с клетей животы (имущества) грабят, а по дорогам разбивают". Грабежи и бесчинства скоморохов достигли таких размеров, что стали угрожать уже экономическим интересам правительства. Тогда правительство начинает принимать против скоморохов меры. Сначала правительство при посредстве особых грамот выделяет особые волости и веления, в которые запрещает скоморохам ходить. Затем правительство принимает уже повсеместно меры против них. Особенно энергичные меры приняты были в царствование Алексея Михайловича (в половине XVII в.). В целом ряде указов царя бесчинства скоморохов, их бесовские песни, игры, песни, хождения с медведями, музыка, участие в свадебных торжествах, на поминках и т.д. запрещаются под угрозой опалы, штрафа, кнута и батогов; принадлежности скоморохов - домры, сурны, гудки, гусли, хари (маски) и т. д. - велено истреблять и жечь. С этого времени начинается энергическое преследование скоморохов. Из городов скоморохи бегут в деревни, но и там администрация преследует их. Тогда скоморохи бросаются в наиболее отдаленные от административных центров края, в такие малонаселенные и глухие местности, как Олонецкий, Архангельский края и Сибирь, где жизнь течет однообразно и монотонно, без каких-либо потрясений или переломов. Здесь скоморохи рассеялись по деревням, услаждая своим искусством крестьян. С течением времени скоморохи слились с местным крестьянством, и их потомки, под именем сказителей, совершая свои работы (плетение рыболовных снастей, сапожное мастерство, ткацкое мастерство), поют для себя и для желающих сохранившиеся от дедов-скоморохов эпические песни. С уст этих сказителей эпические песни начинают с XVIII в. записываться любителями из образованного класса населения.
     Вот каким образом и почему киевский былевой эпос сохранился и мог сохраниться в самых глухих краях северной Руси и Сибири. Само собой разумеется, что киевский эпос (...) должен был подвергнуться различного рода изменениям, когда он стал достоянием крестьянского населения северно-русских окраин и Сибири: киевский эпос должен был в некоторых частях своих окрестьяниться, т.е. потерять некоторые черты, характеризующие его княжеско-дружинное происхождение.