<<РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА    Russian literature

ПЕРЕВОДНАЯ БЕЛЛЕТРИСТИКА


     Переводная беллетристика состояла из повестей, возникших в Византии или на Востоке и попавших к нам в переводах, сделанных по преимуществу в Болгарии и позже в Сербии. Эти повести, имеющие характер чисто светский или полусвеский, полуцерковный, или даже чисто церковный, суть следующие:

РОМАН "АЛЕКСАНДРИЯ"

     Личность Александра Македонского, создавшего огромную империю, послужила предметом многочисленных сказаний, образовавших с течением времени роман, под заглавием "Алекснадрия" (около 200 г. после Р.Х.). Составление этого романа неправильно приписывалось племяннику Аристотеля, Каллисфену, сподвижнику Александра Македонского: Каллисфен умер раньше Александра и не мог, конечно, составить этот роман. Поэтому неизвестный автор первоначальной редакции "Александрия" условно называется псевдо-Каллисфеном, т.е. ложным Каллисфеном.
     Роман "Александрия" сделался на многие века весьма популярным произведением на Востоке, на Западе и у нас. В начале IV в. он переводится на латинский язык Юлием Валерием, а в V-VI вв. - на армянский. Роман проник затем и в мусульманские страны, где герой его под именем "Искандера" обратился в национального мусульманского героя.
     "Александрия" привлекала читателей, во-первых, элементом чудесного, обильно рассыпанным по всему роману, во-вторых, обилием афорихмов, изречений, в-третьих, симпатичным образом героя, выступавшего идеалом душевной и телесной красоты.
     У христианских народов образ Александра Македонского приобретает в "Александрии" христианскую окраску.
     Содержание "Александрии" таково.
     Когда Дарий, царь персидский напал на Египет, царем его был волхв Нектанеб. Благодаря чарованиям Нектанеб узнал, что потерпит поражение, и потому решил тайно убежать из своего царства. Он оставил египетскому народу "рукописание", в котором сообщил, что удаляется от них, чтобы не быть свидетелем их горя, но через 30 лет вернется к ним юным и сильным и покорит их врагов персов.
     Из Египта Нектанеб отправляется в Македонию, где выдает себя за врача и звездочета. В это время в Македонии царствовал Филипп. У его жены, прекрасной Олимпиады, не было детей, о чем Филипп очень горевал. Отправляясь однажды в поход, Филипп заметил ей, что, если до его возвращения у ней не будет сына, его сердце отвернется от нее. После отъезда Филиппа Олимпиада, не зная, что делать, решила обратиться за помощью к врачу-волхву Нектанебу. Нектанеб, пораженный ее красотой, сообщил ей, что сами боги хотят посетить ее, и она наречется матерью великого царя. К Олимпиаде является Нектанеб в образе бога Аммона, у которого была орлиная голова, василисковы рога, хвост аспида, ноги льва, золотые и червленые крылья грифа. Когда у Олимпиады родился сын, которому дано было имя Александр, оракул предсказал, что он будет велик благочестием и разумом, что он сделается царем всего мира, что он убьет отца своего и на сороковом году жизни вернется к матери своей - земле.
     Вернувшись из похода, Филипп обрадовался рождению сына. Он отдал его на обучение Аристотелю и Нектанебу. Первый проходит с ним произведения Гомера, второй обучает его астрологии. Согласно предсказанию оракула Нектанеб, отец Александра, падает от руки своего сына.
Александр уже рано обнаруживает необыкновенные способности: добывает чудного вологлавого коня (Букефала), ведет войну с куманами (скифами) и т.д.
     По смерти Филиппа Александр совершает ряд походов. Он осаждает Афины, в главе которых в то время стояли 12 мудрецов. Из них Диоген перешел на сторону Александра и научил его взять город хитростью. Взяв Афины, Александр поджег их. Сгорел и храм с богами. По этому поводу Александр заметил, что, если бы боги в самом деле были богами, они сумели бы сохранить себя от огня. Когда Александр выразил чувство радости по случаю победы и чувство сожаления о пролитии афинской крови, Диоген заметил: "Тяжко тем, кто не приемлет совета мудрых: научи неразумного, и он тебя возненавидит; дай мудрому забаву, мудрее будут".
     Падение Афин возбудило общее внимание и сожаление у греческих царей. Узнав об этом, Александр заметил: "головы не разбив, мозгу не достать".
За Афинами наступила очередь Рима. Римляне, знавшие уже об участи Афин, изъявили Александру покорность и вышли к нему с дарами, в числе которых были 12 одежд Соломона и его венец стемма (повязка на голове) царицы южской Сивиллы, оружие Париса и Аякса и пр.
     После этого Александр начинает подготовлять поход на восточные страны. Дарий посылает ему грозное послание. Но оно не останавливает Александра. Прежде всего Александр направляется на Иерусалим, которым в то время управлял пророк Саваофа Иеремия. Иеремии во сне является Давид, который извещает его о приближении избавителя от персидского ига. Александр, узнав, что евреи веруют в единого Бога, творца неба и земли, замечает, что он признает этого Бога, и не берет с евреев дани.
     Из Иерусалима Александр идет на Египет. Египтяне подкупают врача Александра, Филиппа, чтобы он отравил царя. Филипп отказывается. Тогда египтяне посылают Александру письмо с сообщением, что врач злоумышляет на его жизнь. Врач выпивает половину лекарственного зелья, приготовленного для Александра, и обвинение египтян рассеивается. Египтяне умоляют Александра о помиловании: "Помилуй нас, царь Александр, нашего царя Нектанеба сын: старым он удалился, молодым вернулся". Они сообщают Александру предсказание Нектанеба и знамение, по которому его можно узнать: над кем сорвется венок, находящийся в руке статуи Нектанеба, и на чью голову он упадет, тот и есть помолодевший вернувшийся Нектанеб. Чудо с венком совершается над Александром.
      Из Египта Александр идет на восток на Дария, который с войсками поджидает его на Евфрате. Дарий, несмотря на помощь индийского царя Пора, терпит поражение. Он, считавший себя прежде богом, разуверился в своем счастии: "кто неправедно веет, с плачем пожнет; кто много повышается, много понижен будет". Находясь при смерти, Дарий утешается мыслью о том, что его дочь Роксана выйдет замуж за Алексанжра. Действительно, после полной победы над Дарием, Александр женится на Роксане.
     Жажда завоеваний увлекает Александра дальше, на восток. Перед ним открывается ряд чудес и диковинок: люди с собачьими головами, люди с птичьими головами, безголовые с глазами и ртом на груди, одноногие, шестиногие, чудовищные муравьи и раки и т.д. Чем шире становится область завоевания, тем чаще попадаются Александру памятники былого могущества, напоминающие о бренности и непрочности земного могущества и смерти. Надпись в городе Солнца предвозвещает Александру преждевременную смерть.
     Далее в романе излагается победа над индийским царем Пором, над амазонками, над нечестивыми народами Гог и Магог, которых он затворил за двумя горами на севере.
     Узнав об оригинальной жизни нагих мудрецов рахманов (браминов), Алексанжр отправляется в их страну. По дороге он видит много чудесного. Так, он видел страну, где рождается перец. "В одном месте в Индии живут люди малые и худосильные. Живут они в каменных пещерах, окруженных высокими стенами, по которым те люди лазят. И ростут там деревца малые, на которых рождается перец. Когда перец созреет, он испекается от солнца. Тогда те люди, вышедши из пещер, раскладывают солому и хворост и жгут их. А земля их полна змиев и всякого гада; от того огня весь гад скрывается в ямы. Тогда зажигают те люди огонь и на ямах, и от огня и дыма весь гад подохнет. Тогда все те жители - мужи, жены и дети - отрясают деревья, собирают перец и уносят его в пещеры. И ничего другого те люди не делают, но перцем все покупают. Измаильтяне возят в ним пшеницу и променивают на перец. А люди те низки ростом и с огромными головами, волоса имеют великие и не стригут их; цари же их служат индийскому царю. Сквозь ту землю идет река, нарицаемая Индос, и однажды в год покрывает всю ту землю. В реке той берут камень измарагд и карвункулос. Последний - господин всем камням: в ночи светит. И топазий есть камень: это - гнездо карвункулосу. Топазий желт, а в нем ядро червленное, будто уголь горящий: он-то и светит в ночи. Есть и другие многие камни дорогие и бисер. Оттуда пошел Александр на великий остров Прованский. На этом острове живет великий царь Индийский, которому подвластны все прочие владетели. И прилежат к тому острову до тысячи других островов. Никто туда входить не может, потому что там есть железная матица (магнит), которая привлекает к себе железо. Поэтому корабли далают там с деревянными гвоздями. На том острову - пять рек, и никогда не бывает он без овощей. В одно и то же время один цветет, другой растет, тот зреет, а тот мякнет. Есть там и финики, и орехи великие индийские, как дыни, дорогие камни и жемчуг, и бисер, и золото; и нет там убогих: все богаты; есть там и птицы райские. А люди живут по 150 лет...Там исходит из Эдема река едина и разделяется на четыре начала: Фисон, Нил, Тигр и Евфрат...В пустынях водится много слонов; а ловят из так: имеет слон ноги несгибающиеся и спит, прислонясь у дерева; ловцы, усмотрев слона, подпиливают дерево пилою; тогда слон упадет и не может встать, и так его ловят. И иные многие места проходил Александр и видел различных людей и животных. И видел горы, из которых многими местами исходит огонь. В том огне рождаются и живут черви, именуемые саламандрами. Эти черви источают нити, как шелк; из тех нитей жены ткут полотно и приготовляют одежды. Когда одежды загрязнятся, их не моют, а бросают в огонь и вынимают из него чистыми...
     Наконец, Александр достигает страны рахманов. Рахманы, узнав, что пришел к ним Александр, послали к нему писание следующего содержание: "Если идешь к нам биться, то ничего у нас не найдешь. Мы - люди нагие и ничего не имеем, но в любомудрии обыкши жить, сотворены от Вышнего промысла". Прочитав это послание, Александр умилился и, перейдя реку Гангис, вошел в страну рахманов. "И видел дерева прекрасные в множестве всякими плодами украшенные. Река обходила всю их землю; а вода в ней сладка и светла, и бела, будто молоко. И росли финики многие и очень плодовитые, и виноградные лозы, из которых на каждой до тысячи гроздий. Сами же рахманы, обнаженные, живут в кущах и вертепах, мужья по одну сторону Гангиса, и жены с детьми по другую, будто стада на пастве". Александр удивился жизни рахманов и стал спрашивать есть ли у них города. Рахманы ответили:"Вот наш город: здесь отдыхаем мы на земли, здесь приемлем сон, потому что земля нас рождает, земля питает, в землю же и ляжем мы по скончании, в чаянии воскресения от горнего Промысла" (...) Наконец, Александр готовится идти в Вавилон. Является ему во сне пророк Иеремия, который возвещает, что наступает сороковой год, когда тело его должно вернуться в землю, откуда оно взято. С этого времени мысль о смерти не покидает Александра даже во время веселых празднеств в Вавилоне. Александр умирает отравленный. Роксана, разодрав свое платье, оплакивает Александра: "О Александре, всего света царю и храбрый господине, премудрый во человецех! Не зриши ли мене, поне в чужей земли оставил мя еси, а сам, яко солнце, с солнцем под землю зашел еси? О небо, солнце, луна и вся звезды! Дряхлям образом срыдайте ми плач! О земле и основание вечных утверждений, горы же и холмы! Плачитеся со мной днесь и поточите источници слез, дондеже езера наполнятся и горы напьются пелыни, ибо и горести всякие горчайши мне зело днесь!"
     Роксана убивает себя над телом Александра. Ее вместе с Александром хоронят в золотых ковчегах, поставленных на столбах, и до сих пор стоящих, - по словам романа, - в Александрии.