<< РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА    Russian literature


О СБОРНИКАХ


(...) Большое значение у нас имели следующие сборники: 1) "Пчела" и 2) "Изборники Святослава".

"ПЧЕЛА"

     Большою популярностью у нас пользовались сборники, известные под именем "Пчел". Эти сборники состоят из кратких изречений или афоризмов, выбранных из св. Писания, сочинений отцов церкви и даже светских писателей греко-римской языческой древности и касающихся разных вопросов нравственной и обыденной жизни. Первый сборник такого рода составлен был преподобным Максимом Исповедником (ум. 662 г.) под заглавием "Главы богословские, или выбор из писателей наших (христианских) и внешних (языческих)". Св. Иоанн Дамаскин составил два таких сборника, под заглавием "Священные подобы" (т.е. сходные по содержанию места), причем материал распределен по предметам в алфавитном порядке. Монах Антоний (XI в.) составлял такого же рода сборник под именем "Пчела" (по-гречески Мелисса); название это дано было для характеристики сборника: подобно тому, как пчела собирает мед со множества разнообразных цветов, так и монах Антоний трудолюбиво собирал меткие афоризмы и изречения из сочинений разных авторов. У Антония изречений из светских писателей меньше, чем у Максима Исповедника.
     Славянский сборник "Пчела" представляет соединение сборников Максима Исповедника и монаха Антония. Материал разделен на главы по предметам, напр.: о добродетели и злобе, о мудрости, о чистоте и целомудрии, о правде, о богатстве и убожестве, о благодати, о милостыне, о власти и княжении, о лжи и клевете и пр. Изречения, касающиеся одного какого-нибудь предмета, распределяются друг за другом в известном порядке: сначала помещаются цитаты из Евангелия, Апостола, Ветхого Завета, преимущественно из Притчей, Экклезиаста, Сираха, затем из отцов и учителей церкви и, наконец, из древних языческих писателей и вообще знаменитых людей, а именно изречения и афоризмы Плутарха, Демокрита, Диогена, Исократа, Менандра, Геродота, Эврипида, Пифагора, Демосфена, Сократа, Ксенофонта, Аристотеля, Катона, Эпикура и др. Примеры изречений из языческих писателей : "ни коня без узды возможно есть держати, ни богатства без ума" (Пифагор); "мудра дума паче многих рук, мудрый паче крепкого" (Диодор); "лукавии мужи, аще и благою речию совещают, нрава деля (ради) неверни суть" (Плутарх). Иногда в "Пчеле" помещаются басни и даже рассказы.
     Пример басни: "Волк, видев пастуха едущи чужи овци отаи (скрытно) в куче (в хижине), и рече: о, колико бысте голкы (шуму) съставили, оже бых то я сотворил!"
     "Пчела" давала древнерусским читателям и писателям возможность щеголять афоризмами и изречениями и делать ссылки на писателей, сочинений которых они и не читали.
     Многие изречения, помещенные в "Пчеле", вошли в пословицы, и наоборот, в позднейшие списки "Пчелы" помещаются иногда на ряду с изречениями из упомянутых источников наши устные пословицы.

"ИЗБОРНИКИ" СВЯТОСЛАВА

     С именем Святослава Ярославича, князя Черниговского, связаны два сборника: "Изборник 1073 г." и "Изборник 1076 г.".
     "Изборник" 1073 г. представляет перевод греческого сборника начала X в., сделанный для богарского царя Симеона и переписанный для Святослава. По содержанию своему он очень разнообразен. В нем помещены извлечения из сочинений отцов церкви и других писателей на богословские темы, напр., "Исповедание веры" св. Никифора, патриарха константинопольского, "Ответы" Анастасия Синаита на предложенные вопросы, поучение о злой жене - отрывок из поучений Златоуста; на исторические темы, как, напр., "Летописец вкратце" патриарха Никифора, в котором изложены исторические события от Августа до Константина; на темы философские, Максима Исповедника и Феодора пресвитера Раифского, напр., статьи о ествестве, количестве, качестве, различии; по вопросам теории словесности ("реторики"), Георгия Херобоска, как, напр., статья о приемах изображения и выражения, "о образех", т.е. о тропах и фигура, из которых рассмотрены 97; вот некоторые из них: инословие (аллегория), превод (метафора), сприятие (синекдоха), изобилие (плеоназм), лицетворье (олицетвориение), отъимение (метонимия), поругание (ирония). Пример объяснения аллегории (инословия) : "Инословие убо есть ино нечто глаголющи, и ин разум указующи, яко еже речено от Бога к змию: проклят и ты от всех зверий; слово бо яки змии есть, на диавола же ино речене (сказано) змием нарицаема, разумеваем".
    Рукопись "Изборника" 1073 г. представляет и замечательный памятник древней рукописной живописи: на первом месте изображен князь Святослав с семьей; на втором месте изображен Иисус Христос, держащий в левой руке евангелие, и правою - благословляющий, по обеим сторонам Христа изображены два павлина; на третьем месте изображен храм с тремя куполами, на арке - лик Спасителя, а по сторонам храма - павлины и другие птицы.
     По серьезности содержания "Изборник" 1073 г. представлял большие трудности для древней читающей публики.
     Легче был по содержанию "Изборник" 1076 г. В состав его вошли статьи религиозно-нравственного характера: краткие толкования св. Писания, статьи о молитве, о посте, о чтении книг, "Поучения детям" Ксенофонта и Феодоры.