ПРОЕКТ "СКАЗКИ"

 

 

 

 

КОТ-В-САПОГАХ : ВСТУПЛЕНИЕ

    На западе Африки, в Занзибаре, существует такая сказка: герой потерял свою жену и родителей и стал таким бедным, что был вынужден жить среди мусора. Там он нашел монетку и купил себе газель. Газель пожалела героя и стала ему помогать: она нашла алмаз и отнесла его султану страны, прося взамен руку его дочери для своего хозяина, которому она дает имя "султан Дарай". Султан страны соглашается и газель идет сообщить новость "Дараю". Газель объясняет султану, что пока Дарай шел на церемонию бракосочетания, на него напали грабители и раздели вплоть до рубашки. Султан дает Дараю богатые одежды; пышно празднуется свадьба. После этого газель уходит и убивает семиглавого змея и забирает его владения. Газель отдает их своему хозяину и его жене. (Затем следует часть, не встречающаяся в европейских версиях сказки). Газель заболевает, Дарай отказывается видеть ее и жестоко обращается со своей благодетельницей. Газель умирает от горя и Дарай бросает ее тело в колодец. Его жена сообщает об этом своему отцу, султану, и тот вытаскивает тело газели из колодца и устраивает пышные похороны. У конце сказки дочь султана возвращается к своему отцу, а неблагодарный Дарай становится еще беднее, чем раньше.

    Надо сказать, что в Занзибаре самым популярным героем в сказках о животных является заяц. Выбор газели в качестве героини сказки - исключение. Если прибавить к этому, что племена северной Аравии устраивают семидневный траур каждый раз, когда умирает газелт, можно будет утверждать, что "Кот-в-Сапогах" переносит нас во времена, когда поклонялись животным. Еще пример: Ибн-аль-Моджавир говорит, что когда племя бени-харит (в Аравии) находит мертвую газель, ее заворачивают в ткань, бальзамируют и хоронят; все племя оплакивает газель в течение семи дней. Газель явно была животным-покровителем племени, чью смерть следовало оплакивать всему племени.
    Газель уважали на берегах Нила; газель дала свое имя одному из номов древнего Египта и в некоторых царских гробницах встречаются мумии газелей.

КОТ И ЕГО ЭКВИВАЛЕНТЫ: ЛИСА, ГАЗЕЛЬ, ШАКАЛ

     Чаще всего в сказках типа "Кота-в-Сапогах" фигурируют такие животные, как лиса и кот; встречаются также собака, шакал и обезьяна. Лиса особенно популярна в болгарских, сибирских, греческих, финских, монгольских, нубийских, сицилийских и русских сказках.
    Была ли лиса животным-хранителем некогда? Во всяком случает, во Фракии и Лидии лиса была священным животным: фракийцы носили обувь, сделанную из лисьей шкуры, бассара (обувь считалась тоже в некотором роде священной: женщины молились Дионису "у ног теленка", менады также носили бассары). Бассаридами назывались менады, вскормившие Диониса, одно из прозвищ которого было "Бассарей", от бассара - "лиса"). Для древних Дионис был защитником виноградников против лис, портящих их.
    Кроме обуви, сделанной из лисьей шкуры, часта была и обувь из кожи оленя (родственника оленя). Эта обувь, в которую обувались исполнители ритуала, представляющего из себя охоту на оленя или лису, напоминают нам о том, что кот в "Коте-в-Сапогах" также был обут.
    Кот фигурирует в бретонской, итальянской, норвежской, датской и французской версиях сказки. Долгое время в Европе кот считался животным-колдуном. Например, черный кот до сих пор считается предвестником несчастья. Белые коты, напротив, приносили удачу и счастье. Надо ли полагать, что в Европе кот некогда считался священным животным? Домашний кот появился в Европе сравнительно недавно; ученые считают, что он произошел от "обутого" кота из Нубии (catus maniculatus), который по природе своей является "обутым". Подобный тип котов почитался в Египте, где часто делались их мумии. Кот (или кошка) находился среди священных животных Древнего Египта, где, кроме мумий, делали множество бронзовых статуй котов, а Бубастис, богиня с кошачьей головой, была дочерью Солнца, чью благодетельную силу она и представляет.

 

 

 

 

 

 

 

 

    В Лоанго (Африка) король и его сановники носили на левой руке рукав, сшитый из шкуры дикого кота. Этот обычай напоминает фракийскую и лидийскую обувь, сделанную из шкуры лисы или оленя.
    Значит ли это, что сказка о Коте в Сапогах пришла к нам из Африки? Может быть, но кот, газель и лиса, герои этой сказки, всегда были священными животными и на средиземноморском Востоке, как раз там, где сказка дольше всего сохранила свои ритуальные корни.
    Неудивительно, что иногда вместо перечисленных животных, в сказках типа "Кота-в-Сапогах" фигурирует шакал, животное не менее почитаемое на Востоке, чем кот, лиса или газель.

(материал подготовлен Мариной Лущенко)

List all links on this page    List all images on this page