ПРОЕКТ "СКАЗКИ"
БОРЬБА КОТА С ЛЮДОЕДОМ

    Битва кота против людоеда (или лисы (газели) против змея) - одна из основных черт этой сказки. Происхождение этого эпизода можно отнести к празднику Стиптерия, которые праздновался в Дельфах каждые девять лет: в Дельфах строили деревянную хижину и богато украшали ее: она представляла собой жилище дракона. Юноша редкой красоты, избранный из одной из самых благродных семей, играл роль Аполлона. В определенный день юноша приближался в полной тишине к хижине, а за ним шли несколько юношей, держа в руках факелы. Приблизившись к хижине, юноши бросали в нее факелы и разбегались.





    Газель в суахильской сказке убивает семиглавого дракона (он представляет, возможно, злые силы вообще: плохую погоду, грозы, болезни, и т.д.). В греческой сказке лиса заставляет сорок драконов, живущих в прекрасном дворце, спрятаться в печь и там сжигает их.
    Битва юноши в Дельфах против дракона составляет часть ритуала, во время которого обновлялась власть жрецов Аполлона, когда жречество представляло также королевскую власть. Так и битва кота с людоедом представляет собой подобный ритуал, с тем различием, что кот выступает не от своего имени, а является бойцом нового короля. И кот и король - это посланцы солнца или неба, как это показывает пример древнего Египта. Великий кот Гелиополя был одним из образов Ра, бога Солнца, воплощавшимся в другой стороны в фараоне. Этот кот изображен на папирусе рядом с деревом, держащим под лапой голову дракона. В других папирусав кот саблей отрубает голову рептилии. Всякий знает, что у древних египтян великий змеи или дракон, по имени Сет, был воплощением зла, которое побеждает Осирис, или Ра, бог солнца.
     Газель, лиса и кот - все это слуги Добра и солнца. Датская версия "Кота-в-Сапогах" нагляно показывает это: одним прекрасным замком владеет злой тролль. Когда наступает утро, кот кричит ему: "Посмотри на прекрасную девушку, идущую по небу". Тролль поднимает глаза, видит солнце, только что показавшееся из-за леса, падает на землю и рассыпается на кусочки.

РОЛЬ КОРОЛЕЙ

     В древности короли считались наместниками бога на земле. У древних египтян фараон идентифицировался с солнцем, чьим жрецом он являлся. То же самое происходило с правителем инков в Перу. Монголы, никогда не видевшие своего жреца, полагали, что он стареет с закатом луны и молодеет с восхождением новой луны. То есть, считалось, что правители тесно связаны с космическими явлениями, солнцем, планетой или луной.
    Кроме того, жизньи процветание страны зависели от благополучия ее короля. Так, Маабиата, царь Африки, призвал однажды к себе одного человека и сказал ему: "Расскажи мне что нового в Африке! Человек сказал: "Зачем ты меня спрашиваешь? Если с царем Африки все в порядке, тогда все хорошо".
    У короля обычно имелось и какое-нибудь животное покровитель, чей культ ассоциировался с тем или иным космическим явлением, от которого зависело благополучие короля. Поэтому это животное почиталось не в меньшей степени, чем король. От Кота-в-Сапогах зависит не только процветание страны, но и сам король. Животное забоитится о короле, и король обязан был быть благодарным своему покровителю или он закончит так, как султан Дарай с суахильской сказке.

УСТАНОВЛЕНИЕ КОРОЛЕВСКОЙ ВЛАСТИ

     Когда на престол восходил новый король, он брал себе новое имя. До сих пор в Англии короли правят на правят под собственным именем. В "Коте-в-Сапогах" этот обычай соблюден. В греческом варианте бедный крестьянин берет себе имя "мэтр Троррогас". В суахильской сказке безымянный обладатель газели становится "султаном Дараи". Наконец, Перро дает сыну мельника имя "маркиз де Карабас". "Карабас" - восточное имя. Известно, что в Александрии жил некий сумасшедший, разгуливавший нагишом по городу. Александрийцы, чтобы посмеяться над Агриппой, еврейским царем, бывшим проездом в их городе, одели этого нищего в цыновку наподобие королевской мантии, нацепили на голову бумажную корону, всунули в руки тростниковый скипетр и издевательски принесли ему клятву в верности. И назвали его Карабасом, словом, происходящим от еврейского "керуб" или сирийского "керуба" (здесь есть некоторое сходство с небесными "херувимами").
    Маркиз де Карабас одевает также новые одежды, а сначала моется. В этом тоже есть отголосок древних обычаев. В Камбодже, когда на престол возводили нового короля, он обязан был вымыться (т.е. очиститься) и облачиться в новые одежды. В древнем Египте на голову нового фараона лили очищающую воду боги Гор и Амон.
     При восхождении нового короля на престол, все его подданные должны были принести ему клятву верности, если не хотят быть брошенными в тюрьму, изгнанными или даже убитыми. В "Коте-в-Сапогах" находит отражение и этот обычай.

(материал подготовлен Мариной Лущенко)

 
List all links on this page    List all images on this page