ПРОЕКТ "СКАЗКИ"
ИСТОРИЯ СКАЗКИ

    Если бы версия сказки Перро была единственной среди сказок о Красной Шапочке, можно с уверенностью было бы сказать, что это всего лишь сказка, чьей целью было научить юных девушек не разговаривать с незнакомцами. Именно такой была цель у Шарля Перро.
    Другие исследователи видят в этой сказке аллегорию, в которой соблазнители девушек изображены под видом волка. В доказательство приводят такой рассказ: "Рассказывают, что в Финистерре, что однажды одна симпатичная крестьянка встретила в лесу молодого человека, послушала его сладкие речи и даже поцеловалась с ним. Но когда она вернулась домой и увидела свое лицо, она в ужасе закричала, так как ее лицо было черным и страшным: человек, с которым она поцеловалась, оказался чертом и его дыхание сожгло ей лицо".





    Подобное толкование игнорирует другие версии о Красной Шапочке, в которых героиня избегает быть съеденной волком, а сам волк погибает под ударами камней.

О КРАСНОЙ ШАПОЧКЕ

    В старые времена chaperon (шапочка) была не только головным убором, но и просто венком из цветов. Венок из цветов, особенно из роз (красных или белых), еще недавно являлся "короной" выбранной королевы Мая. Венок (или шапка) из цветов во все времена являлись частью магических или религиозных церемоний: нельзя даже представить Майю или Флору, этих древних богинь весны (особенно мая), без венка из цветов на голове.
    "Майская шапочка" была отличительным знаком короля или королевы Мая. В Ганновере, например, люди ходили в лес встречать "графа Мая", сидящего в богато украшенной зеленью карете. Бургомистр и члены совета дарили "графу" майскую корону и украшали цветами городские башни, чтобы отметить вступление в "должность" нового хозяина - Весны. В Дании "майский граф" входил в город, неся два венка на плечах. На рынке вокруг "графа" собирались девушки и "граф" выбирал из них одну, которая становилась "графиней" или "королевой" Мая после того, как "граф" возложит ей на голову венок из цветов.
    Обычай выбирать "майскую королеву" в Провансе восходит к глубокой древности. Уже Нострадамус писал: "это очень древний обычай - выбирать самую красивую девушку, украшать ее гирляндами и венком из цветов, сажать на высокий трон, наподобии юных богинь (именуемых "майями"), чьи статуи поставлены в ниши, к которым приглашаются все прохожие: за несколько монет они должны поцеловать этих богинь". Еще в 1920 году в Тулоне встречались десятки маленьких "майских королев", украшенных цветами. В регионе Юра, "майская королева" обладала властью в течение всего месяца мая: она выбирала себе служанок, обязанных работать на нее и беспрекословно подчиняться ей. Эта "майетта" (королева) давала цветочное имя каждой служанке.
    Красный цвет обычно предпочитали белому, так как у него было больше волшебных качеств. На острове Лесбос, накануне первого мая вечером, девушки ходили в поля собирать цветы, делали венки, а потом вешали их на двери, на окна и на себя; красные цветы перемешивали с колосьями, крапивой и чесноком. Чеснок отводит дурной глаз; крапива укалывает врага, желающего войти в дом; колосья привлекают богатство, а красный цвет порождает радость. Кроме того, например в Богемии, считалось, что красный цвет ненавидят ведьмы и подобные им существа.

ЗАПРЕТЫ И ПОДАРКИ МАЯ

     Когда Красная Шапочка собирается идти к бабушке, ее мать советует ей не сворачивать с дороги, ни вправо ни влево. Но Красная Шапочка, поддавшись на уговоры Волка, забывает это наставление и идет в глубину леса собирать прекрасные цветы.
     Считалось, что в первые дни мая в леса приходили злые духи и опасные звери. Духи забавлялись тем, что играли злые шутки с прохожими, особенно с девушками, которым не следовало ходить в лес и беспокоить духов, иначе они, как говорит святой Беде, "избегут волка, чтобы попасть к змею" (т.е. "из огня да в полымя"). Эта поговорка явно имеет прямую связь с северной мифологией, в особенности с волком Фенриром и змеем Мидгардом, являющихся также колдунами. В первые двенадцать дней после Вальпургиса (первое мая) колдуны становились особенно опасны, так как это были последние дни их правления.
     Красная Шапочка несет своей бабушке горшок с маслом и пирожки (по крайней мере, во французской версии этой сказки). Во Франции в прежние времена готовились так называемые "майские" пирожки. Их делали из овса. "Майским" маслом называлось масло, приготовленное в мае, с солью и святой водой. В Савойе такое масло дарили пастору матери семейств. В Берри и Оверни (Франция) такое масло считалось целебным.      Так что подарки, которые Красная Шапочка несет своей бабушке, вполне традиционны. Почти то же самое происходит с немецкой Красной Шапочкой: она несет в подарок бабушке пирожки и бутылку вина. "Майское вино", малоизвестное во Франции, было очень популярно в Германии. Это вино - maitranck - приготовлялось из обыкновенного белого вина с добавлением только что собранных в лесу цветов.
     Маленькая Красная Шапочка, несущая майские подарки и идущая через весенний лес, представляет собой королеву Мая. Какая роль отведена Волку?

О ВОЛКЕ

   Сказка о Красной Шапочке пришла с Севера. В Скандинавии и Германии волк - это дикое животное, носитель зла, как например, тот же волк Фенрир, брат Хель, богини смерти, и змея Мидгарда, опоясывающего своим телом всю землю. Эти три бога, к тому же, и колдуны. Европейские волки-оборотни также указывают на связь волков и колдунов. В сказке о Красной Шапочке Волк предаставляет собой также Зиму, а Красная Шапочка - Весну. Весна-Красная Шапочка побеждает в конечном счете Зиму-Волка.
     В немецком варианте сказки Волк все-таки успевает проглотить и Красную Шапочку и ее бабушку (представляющую собой, возможно, королеву Мая прошлого года). Зачем надо было вставлять этот эпизод в сказку? Начало весны в Германии и Скандинавии сопровождалось плохой погодой и даже солнечными затмениями, короче, борьбой между зимой и весной. Когда Красная Шапочка находится в брюхе Волка, это означает, что первые дни весны находятся еще под властью зимы. Охотник, спасающий Красную Шапочку, представляет собой что-то вроде "майского короля", о котором речь была выше.
     Во французской версии сказки Волк не проглатывает Красную Шапочку. Это обусловлено тем, что во Франции климат более теплый и в начале весны не происходит никаких природных катаклизмов.

(материал подготовлен Мариной Лущенко)

 
List all links on this page    List all images on this page