<< ОГЛАВЛЕНИЕ


О ТРУВЕРАХ

     Труверы - это поэты, жившие на севере Франции с середины 12-го века до конца 13-го. В более узком смысле это слово означает подражателей техники и стиля трубадуров.

     Также, труверами можно назвать тех, кто совершенствовал придворную поэзию.

     Обычно утверждают, что трубадурская лирика получила распространение на севере Франции благодаря покровительству трубадурам Элеоноры Аквитанской и ее дочерей, Марии Шампанской и Алэ де Блуа. Но вряд ли бы это покровительство было успешным, если бы уже не существовали соответствующие социальные условия. Устройство общества было похожим на севере и на юге Франции: феодализм, наличие богатых дворов, и культурные условия: влияние Ренессанса 12-го века.
     Труверы и трубадуры поддерживали близкие отношения друг с другом, как при феодальных дворах Шампани и Блуа, так и, чуть позже, в крестовых походах. Результатом этих отношений для труверов было приобретение глубокого знания о "куртуазной любви" и трубадурской технике.
Первое, что привлекает внимание при изучение труверов, это то, что в большинстве своем первые французские подражатели трубадуров были великими феодалами; труверы же более низкого сословия находились в постоянной зависимости от одного определенного двора.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЛЮБВИ

     Труверы и трубадуры разделяют одно и то же понятие о куртуазной любви - служение даме, обладающей феодальной властью, но это не мешает труверам существенно отличаться от своих учителей.
     Главные черты любви у труверов заключаются в следующем: элемент рыцарского характера, культура и женское воспитание. Все это было лишь намечено у трубадуров, а полное развитие получило в поэзии труверов.

  • Элемент рыцарского характера соединяет в себе некоторые черты эпического героя, такие как храбрость и пренебрежение к смерти и страданиям, и понятие "учтивости": великодушие, защита благородных идеалов (la largesse), отвращение к жадности. Поэтому неудивительно, что появляется ранее неизвестное сочетание храбрости и учтивости; трувер надеется получить благосклонность своей дамы посредством силы собственной руки. Андреас Капелланус в своей книге De arte honeste amandi (Об искусстве учтивой любви), написанной при дворе Марии Шампанской, утверждает это понятие таким образом: "превыше всего, храбрость мужчин порождает любовь у женщин и держит их в желании любить".

  • Элемент культуры развился благодаря культурному возрождению 12 века. Открыты были древняя классическая литература, и из нее же были взяты идеи Овидия о любви, и многие сюжеты, развитые в куртуазной литературе (Эней, Троянская война, и т.д.). Психологические наблюдения дают тщательный анализ страстей, детальное описание признаков любви и т.д.

  • Третий из вышеупомянутых элементов труверской лирики - это внимание к женскому воспитанию: все более изысканное образование литературных персонажей побуждает аристократов следовать этим идеалам.

     Эти три идеала образуют, по понятиям труверов, куртуазную любовь. Но, кроме того, куртуазность превращается в некоторую одержимость, которая кормится собственными страданиями.
Дама, по природе своей, должна быть высокомерной и холодной, жестокой и отчужденной по отношению к своему труверу: для него, только смерть может окончить муки. Однако дама (верх жестокости!), вместо того, чтобы позволить умереть влюбленному в нее трувера, стремится отдалить его от себя, только усугубляя его страдания.
     Есть еще одна черта куртуазности, приобретающая огромную важность: "влюбленный" сам выбирает себе даму, обычно занимающую гораздо более высокое положение в обществе, чем сам трувер. Тем самым, трувер сам обрекает себя на страдания, и вполне осознанно, но, с другой стороны, это должно воодушевить трувера на совершенствование себя, чтобы добраться до этой дамы.
     Расстояние между дамой и трувером - расстояние и в нравственном смысле: любовь - это наикратчайшая дорога к Богу, так как считалось, что женщина - это посредник между людьми и Богом, одним словом, "ангел".
     С другой стороны, однажды признавшись в любви даме, поэт вступает в другой мир, из которого нельзя выйти: что сделано, то сделано, и даже жестокость дамы не означает поворота назад. Влюбленный должен находиться, в любом случае, рядом с дамой. Поэтому не надо удивляться таким выражениям, как "любовь без раскаяния" и "любовь до конца", частые в поэзии трубадуров.

РАЗВИТИЕ ПОЭЗИИ

     Поэзию труверов принято разделять на три периода:

  • РАСЦВЕТ - начинается с первыми подражателями провансальской поэзии. В этот период выделяются великие труверы, в большинстве своем участвовавшие в крестовых походах (конец 12 века): Conon de Bethune, Huon d'Oisy, Ричард Львиное Сердце, и т.д. Период завершается к началу 13 века

  • УПАДОК - с первых лет 13 века монотонность в лирической поэзии севера Франции повсеместна, и едва можно найти хоть один свежий голос

  • ВОЗРОЖДЕНИЕ - во второй четверти 13 века происходит полное обновление. Два важнейших представителя этого периода: Thibaut de Champagne и Colin Muset. Их искусство различно. Первый соединяет техническое совершенствотрубадуров с труверской глубиной чувств. Колен Мюзе вводит в поэзию много сцен повседневной жизни, что дало совсем новое направление поэзии: воспевание не великой дамы, а обычную земную любовь. С этого начинается уже окончательный упадок труверской поэзии